Интервью для «ВЕЧЕРНИЙ БРЕСТ»

logo_text

 


Сергей ТАЛАТАЙ, начальник управления ГАИ УВД Брестского облисполкома:

 

«Авария на дороге не должна восприниматься как обыденность»
Руководитель Госавтоинспекции области в эксклюзивном интервью «Вечерке» рассказал о новых подходах к организации дорожного движения и ответил на критику со стороны автомобилистов. Главная задача ГАИ, по его словам, обеспечивать безопасность, а не собирать штрафы.

Сергей Валерьевич, ваше обращение к участникам дорожного движения, опубликованное на некоторых брестских сайтах, сродни прокламации. Оно, действительно, вызвано какими-то чрезвычайными обстоятельствами, или Госавтоинспекция сгущает краски?

Если посмотреть статистику аварийности на дорогах области за последние, скажем, пять лет, то она снижается. Но при этом остается достаточно высокой даже в масштабах страны. Я не могу мириться с тем, что мой родной город Брест входит в число самых аварийно опасных областных центров, и наша область в целом занимает лидирующие позиции по числу погибших на 100 тысяч населения: почти 9 человек. Для сравнения в целом по Беларуси — 8, среднеевропейский показатель — 6, а в скандинавских странах не более 3.

Проблема в самих водителях, в обустройстве дорожной сети или в чем?
Здесь проявляется несколько факторов, безусловно. Но на первое место я бы поставил культуру вождения и наше отношение к аварийности на дорогах. По моему твердому убеждению, любое дорожное происшествие, в особенности, с тяжелыми последствиями, не должно восприниматься как обыденность. А зачастую это так. У нас в Беларуси в 1989 году погибло на дорогах 2500 человек, в прошлом — 850. На первый взгляд, может показаться, что при возросшем пятикратно количестве транспортных средств это замечательные цифры — уменьшение смертности в три раза. Но я утверждаю, что нет. Это все равно много. 112 погибших в Брестской области (за 2014 год — ред.) — это много. В соседнем регионе, где транспортных средств примерно столько же, в два раза меньше жертв ДТП. Вот основное мерило.

Речь, я так понимаю, о Гродненщине, где вы были начальником облГАИ. Там вас многие критиковали за чрезмерно жесткие меры наведения порядка на дорогах, «лежачие полицейские» и т. д.
Да, и здесь критикуют. Я нормально отношусь к критике. Мы уже давно привыкли к критическим стрелам в адрес Госавтоинспекции. Но давайте честно ответим на вопрос (это касается всех участников движения, не только автомобилистов): а все ли мы делаем ради безопасности?.. Многие ведь до сих пор лояльно относятся к превышению скоростного режима (ну, подумаешь, нарушил, с кем не бывает?), к непристегнутому ремню (в самолете почему-то ни кому в голову не приходит не пристегнуться), к пьянству за рулем — кто-то даже бравирует этим. Хотя есть и приятная тенденция: все больше людей звонят в ГАИ, если видят, что машиной управляет явно нетрезвый водитель. Так что общество меняется, и культура вождения повышается. Это радует. Но еще недостаточно, чтобы говорить о высокой сознательности в этом плане.

«Безопасность важнее комфорта»
Сергей Валерьевич, а все ли делает ваша служба для того, чтобы ездить и ходить по улицам стало безопасней?
Конечно, нет. Конечно, еще много проблем и есть над чем работать. Если бы это было не так, мы бы вышли на нулевой показатель в графе «смертность при ДТП».

Такое возможно в принципе?
А почему нет? Те же шведы поставили перед собой цель: к 2025 достигнуть «зеро». Концепция нулевой смертности на дорогах утверждена парламентом. А ведь у них 20 лет назад ситуация была еще хуже, чем у нас. Над этим надо работать.

Но у них возможностей несоизмеримо больше. Прежде всего, финансовых.
Согласен. Поэтому мы исходим из реальности и предлагаем то, что можно сделать.

«Лежачие полицейские» вместо светофоров?..
Сразу отвечу скептикам: в этом году в Бресте установлено всего 8 искусственных неровностей, часть из них на пешеходных переходах. Я понимаю, что многим это не нравится, вызывает дискомфорт и т. д. Но все же считаю, что между безопасностью и комфортом стоит выбирать первое.

Но оправдана ли, к примеру, такая неровность на улице Ковельской, на пересечении ее с Жукова, при том, что Жукова является второстепенной, и там в часы «пик» нередко возникают заторы? Они же явно увеличатся. Другими словами, пропускная способность этого перекрестка уменьшится. Или я не прав?
Давайте разберемся. По статистике, этот перекресток один из самых опасных для пешеходов. Установка там знаков ограничения скорости и искусственной неровности, на наш взгляд, значительно уменьшит риск. Согласен, что решение не идеальное. В перспективе там, конечно, нужно оборудовать кольцевую развязку и светофорное регулирование. Но пока нет на это средств. А решение нужно принимать уже сегодня, чтобы сохранить жизни людей. Тем более, когда наступает осенний период — обычно самый тяжелый на ДТП… Знаете, прошло то время, когда серьезные решения можно было принимать методом интуиции. Сегодня все нужно просчитывать, выверять, опираясь на научно обоснованные методики. Для этого целые институты работают. У нас (в управлении ГАИ — ред.) работает отдел по организации дорожного движения, где собраны специалисты, в том числе окончившие БНТУ по данному профилю. Поэтому я с пониманием отношусь к тому, что говорят и подсказывают нам водители, пешеходы и т. д., если, конечно, эти советы конструктивные, без желчи, что называется. Но предлагаю все же доверится профессионалам. Равно как во время операции пациент доверят свою жизнь хирургу… Ведь нам часто пишут и звонят с требованием установить «лежачий полицейский», даже там, где он в принципе не может быть установлен. Представьте, если бы ГАИ действовала по наитию и поддерживала каждое подобное требование, большинство наших улиц давно превратились бы в сплошные полосы препятствий. Но об этом мало кто знает.

Получается, ГАИ как бы меж двух огней. Вот вы ратуете за безопасность. А как же нерегулируемые пешеходные переходы на четырех- и более полосных дорогах? Я откровенно боюсь по ним переходить улицу и чувствую себя очень напряженно за рулем автомобиля, когда подъезжаю к таким переходам. Они разве соответствуют ГОСТам?
В том то и дело, что нет. И мы уже инициировали постепенный процесс ликвидации нерегулируемых переходов, особенно тех, что расположены на расстоянии менее ста метров от регулируемых. Ну, к примеру, переход на Ленина возле больницы скорой помощи. Там нет интенсивного движения пешеходов. Более того, мы провели мониторинг и выяснили: только 2 из 10 пешеходов переходили проезжую часть, чтобы попасть в больницу или поликлинику. Остальные шли в сторону облисполкома или улицы Гоголя, где оборудованы переходы. Поэтому решение о ликвидации разметки возле больницы принято и оно будет реализовано. Будем продолжать эту работу, чтобы постепенно уйти от таких пешеходных переходов повышенной опасности. Но вы же понимаете, что сделать это одномоментно не получится.

«Европа должна быть в голове»
В числе последних ваших нововведений — изменение разметки, сужение полос на некоторых городских развязках. К этому тоже отношение водителей неоднозначное…
Не бывает идеальных решений. Но то, что мы делаем сейчас и планируем продолжать в ближайшее время, направлено на повышение безопасности и увеличение пропускной способности перекрестков. Опираемся опять таки на научный подход. Ведь специалисты считают, вопреки расхожему мнению, что самые безопасные участки дорог, особенно при интенсивном движении в крупных населенных пунктах, не прямые и широкие, где можно разогнаться, а суженные и изогнутые. Это заставляет водителей мобилизоваться, сосредоточится. Поэтому сужение полос — не чья-то прихоть или кампанейщина. Это мировая практика, активно применяемая в том числе у соседей — кто был в Польше, подтвердит. Используем здесь и опыт столицы, других областных центров нашей страны. Таким образом, мы сможем постепенно разгрузить перекрестки на оживленных магистралях. Часть этой работы уже проведена. Серьезные изменения ожидаются в ближайшее время на улицах Советской Конституции, Гаврилова, Ленинградской, Суворова, Волгоградской, Партизанском проспекте и на его пересечении с Московской. Планируем также увеличить циклы работы светофоров — вместо трех фаз, где это необходимо, сделаем четыре с тем, чтобы водители при повороте налево не стояли в ожидании встречного транспорта.

Проблема для Бреста (да уже не только для Бреста) — парковки. Особенно остро она ощущается в центре города: район рынка, автовокзала и т. д. Что в этой связи предлагает ГАИ?
На мой взгляд, выход один — паркоматы. Здесь опять же мы не изобретаем ничего нового, а берем за основу европейский опыт. Давайте разберемся, чьи машины стоят целый день в районе рынка. Тех, кто приезжает за покупками? Нет, их не более 10 процентов. Остальные либо работают рядом, либо торгуют и т. д. Установив небольшую почасовую плату за парковку на той же Пушкинской, Советской и т. д., мы практически исключим долговременную стоянку там автомобилей. Вот такое мое видение. Оно, конечно, еще будет согласовываться на разных уровнях. Окончательное решение здесь должен принимать Брестский горисполком. Если же говорить в целом о проблеме парковок, хочу заметить: многие все еще живут категориями шаговой зависимости от своего автомобиля: чтобы он обязательно стоял у подъезда или на расстоянии вытянутой руки от того места, куда приехал хозяин. Но так уже не получится — это надо понимать: число автомобилей удвоилось только за последние 10 лет. И такого нет нигде.

Многие в качестве альтернативы выбирают велосипед. И сталкиваются с очередной проблемой: на пешеходной дорожке им не разминуться с пешеходами, а на проезжей части — с машинами. Конфликтов на этой почве становится все больше, и они на слуху…
Я сторонник того, чтобы велосипед как вид транспорта занял достойное место на дороге. Действительно, доехать на нем в центр города порой быстрее, чем на машине или на автобусе. Но здесь надо понимать одну простую вещь: сделать сразу и везде отдельные дорожки для велосипедистов (так, чтобы они никак не пересекались с другими участниками движения) — утопия даже для экономически более развитых стран. Поэтому и велосипедисты должны максимально уважать тех, кто находится рядом с ними на дороге. Ведь зачастую наши люди, перенимая внешне европейский стиль (красивый велосипед, перчатки и т. д.), забывают о внутренней составляющей европейскости. Это же касается и водителей: здесь нам надо в корне менять психологию. Исключить хамство и пренебрежительное отношение к другим. Европа, в хорошем смысле, у нас должна быть в голове.

«Планов по штрафам не существует в природе»
Кстати, о европейскости. Нередко наши водители ссылаются на западные страны, говорят: там почти не видно патрулей на дороге. Никто никого просто так не останавливает. У нас порой бывает, что человека тормознут три раза в течении часа, только для проверки документов. Есть ли критерии, по которым работник ГАИ может останавливать транспортное средство, кроме выявленных нарушений, разумеется?
Законодательство дает работникам Госавтоинспекции право останавливать транспортное средство вне зависимости от того, нарушил водитель правила или нет. Конечно, я понимаю брестчан, которые спешат на работу и необоснованно, с их точки зрения, подвергаются остановке. Но бывают разные ситуации, когда, действительно, есть необходимость проверить, все ли в порядке с документами, оформлена ли страховка, пройден ли техосмотр и т. д. Прежде чем ссылаться на Европу, нужно опять таки выработать европейский стиль поведения. Ведь там превалирующее большинство водителей дружат с законом. Для них садится за руль без прав, или не оплатить страховку, уж, тем более, управлять в состоянии алкогольного опьянения — позор. У нас, к сожалению, такое еще нередко встречается. Как к этому относится? Конечно, всячески бороться. А как выявлять? Только путем проверки. Это не значит, что проверки на дорогах станут массовыми. Думаю, что мы эту работу систематизируем и не станем злоупотреблять своими полномочиями. Но прошу водителей с пониманием относится к некоторым неудобствам. Мы ведь тоже видим свои недостатки и совершенствуемся.

А планы по протоколам в ГАИ существуют? Скажите честно.
Категорически могут заверить, если надо, поклянусь — нет таких планов и никогда не было. Мы давно ушли от так наз. «палочной» системы, существовавшей в советские времена, когда работа инспекторов оценивалась, в основном, по количеству наказанных водителей. Сегодня в ходу многоуровневая система оценки эффективности работы ГАИ, и количество административных процессов — лишь одна из составляющих. Конечно, я не стану скрывать: если патрульный инспектор изо дня в день не выявляет нарушений там, где они реально есть и несут угрозу безопасности движения, мы разбираемся, в чем причина. Но, поверьте, никто не ставит задачу — принеси пять протоколов или двадцать пять. Мы не хотим никакого противостояния с водителями. И не ставим целью собрать как можно больше штрафов, вопреки расхожим домыслам. Наша главная задача — обеспечивать безопасность на дорогах. И ее мы будем решать всеми законными способами, в рамках предоставленных ГАИ полномочий, не либеральничая понапрасну. Скажу образно: мы лейкоциты, очищающие наши дороги от вирусов, таких, как превышение скорости, которое является причиной многих бед. Ведь у людей сидящих за рулем или рядом, возникает ложное ощущение абсолютной свободы и безопасности. Машина, летящая на скорости 100 км в час, может показаться капсулой. Но это же не так. И наша роль заключается в том, чтобы не дать ложному чувству развиться и привести к трагедии.

Бытует мнение, что ГАИ Брестчины лишает прав всех без исключения за повторное превышение…
Таким образом мы поступаем с теми, кто систематически лихачит и не желает менять свое поведение на дороге. К сожалению, там, где не действует убеждение, приходится применять методы принуждения. Но отнюдь не в массовом порядке. А распространяют эти домыслы, видимо, те, кто пострадал из-за своего упрямого лихачества, кто привык находить этому тысячи оправданий: дескать, много езжу, спешил завезти ребенка в школу… Но так, извините, мы не привьем уважение к закону. И дети этих нарушителей потом вырастут такими же. Вот это плохо. Потому боремся, как можем.

Сергей Валерьевич, а может, корень всех проблем кроется в низком уровне подготовки водителей автошколами. Там, наверное, думают, как в техникумах: мы вам дадим базовые знания, а потом дорога сама доучит. Но это, согласитесь, не тот подход.
Отвечу коротко: Госавтоинспекция (не только Брестской области) не удовлетворена тем, как осуществляется подготовка водителей в автошколах. Это отдельная тема. Она требует серьезного реагирования и очень серьезных решений. Мы над ней тоже работаем. Однако хочу заметить: культуру поведения на дороге за полгода обучения никто не привьет. Ее нужно воспитывать со школьной скамьи, даже с детского сада. Чтобы человек, однажды сев за руль (если такая необходимость у него возникнет), хорошо понимал: дорога — не пустыня Сахара, он на ней не один. А шансов лишить кого-то жизни или нанести травму у него теперь гораздо больше. И нужно сделать все возможное, порой в ущерб собственным желаниям, чтобы этим шансом никогда не воспользоваться.


На ту же тему
Свежие записи
Госавтоинспекция Брестской области © 2017 ·   Войти Наверх
Перейти к верхней панели