Светофор: история дорожного регулирования

Зелёный, красный и желтый – три сигнала светофора, от которых зависит не только порядок на дороге, но и жизни участников дорожного движения. Значения каждого из этих сигналов знают все – от мала до велика. А задумывался ли кто-нибудь над тем, почему именно эти три цвета были выбраны для сигнала светофора, и с чего вообще началась история дорожного регулирования.

Используемая сегодня цветовая схема сигналов светофора своими корнями уходит в 1830-е годы и первоначально использовалась в железнодорожной отрасли. Как раз в этот период железнодорожные компании начали работать над изобретением таких световых приборов, сигналы которых позволяли бы машинистам понимать, когда остановиться или продолжить движение. В качестве сигнала к остановке был выбран красный. И это не удивительно, ведь красный цвет веками ассоциируется с опасностью. Зелёный цвет был выбран для сигнала «Внимание», а для сигнала к продолжению движения был выбран белый.

Но как железнодорожная система была перенесена на автодороги? Дело в том, что в 1865 году проблема неорганизованного движения гужевого транспорта по улицам Лондона приобрела критический масштаб. Беспорядочно двигавшиеся повозки создавали реальную угрозу для пешеходов. Тогда инженер по имени Джон Пик Найт, специализировавшийся на создании сигнальных систем для Британской железнодорожной отрасли, предложил столичной полиции использовать семафор на улицах Лондона. Его идея получила одобрение, и уже 10 декабря 1868 года возле здания Британского Парламента на пересечении улиц Великого Георга и Бридж Стрит был установлен первый в мире дорожный светофор.

Современный вид

Внешний вид светофора существенно отличался от его сегодняшних собратьев. Он был на ручном управлении и представлял собой нехитрую конструкцию с набором из двух семафорных стрелок. Стрелка, расположенная горизонтально, означала остановку, а приподнятая кверху под углом в 45 градусов – перемещение с особой бдительностью. В ночное время стрелки заменялись газовым фонарем соответствующих цветов. Красный означал остановку, а зеленый разрешал дальнейшее движение. Этот прибор впервые использовался для сигналов не только транспортным средствам, но и пешеходам, желающим перейти улицу. Система работала идеально … только месяц. 2 января 1869 года из-за утечки газа фонарь взорвался, ранив полицейского. Но сомнительный успех первого светофора нисколько не повлиял на его дальнейшее использование. Спустя год аналогичный светофора был установлен на Невском проспекте в Санкт-Петербурге.

В то время как в Европе светофоры регулировали движение карет, первый автомобильный светофор был создан по ту сторону Атлантики – в США. Первая автоматическая система была разработана и запатентована в 1910 году Эрнстом Сиррином из Чикаго. Его светофор использовал неподсвеченные надписи Stop («Стоп») и Proceed («Продолжайте движение»). Создателем первого электрического светофора стал гражданин США, проживающий в штате Юта, по имени Лестер Вайр, который в 1912 году разработал светофор с двумя сигналами, соответственно, красного и зеленого цветов. Однако данный проект запатентован не был.

Похожее изображение Картинки по запросу Эрнстом Сиррином

Официальным Днём рождения светофора является 5 августа 1914 года. В этот день в Кливленде Американская светофорная компания установила четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зеленый сигналы и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система не была автоматической и управлялась полицейским в стеклянной будке на перекрёстке. Светофоры задавали правила движения, аналогичные принятым в настоящее время в США: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево — на зелёный сигнал вокруг центра перекрёстка.

Картинки по запросу Джон Пик Найт

Позже, в 1920 году, в Детроите полицейский Уильям Поттс и Джон Ф. Харрис изобрели первый трёхцветный светофор с жёлтым сигналом. Он не был автоматическим и как его предшественники требовал ручного управления.

Похожее изображение Похожее изображение
Неоднократные попытки создать трёхцветный автоматический светофор предпринимались в конце 1920-х гг. Первые среди них переключали сигнал через определенный период времени. Однако такая схема имела существенный недостаток: водители должны были останавливаться даже тогда, когда путь был свободен. Исправить эту неточность взялся изобретатель по имени Чарльз Адлер. Он создал систему, которая переключала сигнал светофора по автомобильному гудку. Американец установил на столбе, что в центре перекрестка, специальный микрофон, и все, что нужно было сделать водителю, чтобы переключить сигнал светофора это погудеть в клаксон. А чтобы предупредить злоупотребления со стороны водителей, система была настроена таким образом, что загоревшийся сигнал светофора не мог измениться раньше 10 секунд после включения. К несчастью для изобретателя, пешеходы и жители близлежащих домов не оценили гениальность изобретения.
В Европе трехцветные светофоры были впервые установлены в 1922 году в Париже на пересечении Рю де Риволи и Севастопольского бульвара и в Гамбурге на площади Штефансплатц. В Англии — в 1927 году в городе Вулвергемптоне.
Картинки по запросу first three colour automatic traffic lights
День светофора – праздник с двойным дном. По совпадению, первый полностью автоматический светофор был запатентован также 5 августа, но уже 1923 года американцем Гэррэтом А. Морганом. Им двигала идея справедливости. «Назначение изделия состоит в том, чтобы сделать очередность проезда перекрестка независимой от персоны автомобилиста»,— сказано в его патенте. Возникла даже пословица: «Бог создал автомобилистов, а Гэррэт Морган сделал их равными». Гэррэт Морган по праву считается «отцом светофора»: после 1925 года все светофоры в мире строились по его схеме. Так продолжается и сейчас.

Автор: Старовойтова Анастасия, инспектор ОАиП ГАУ УВД


На ту же тему
Госавтоинспекция Брестской области © 2017 ·   Войти Наверх