Ключи от номера. Лайфхак по регистрационным знакам автомобиля

Номерам автомобиля у нас по-прежнему придается огромное значение: с одной стороны, они не принадлежат владельцу машины, с другой — тот обязан следить за видимостью с 40 метров и менее. Для некоторых водителей набор цифровых и буквенных сочетаний даже несет сакральный смысл. Например, «старые» номера с чудодейственной комбинацией «MI» или «КЕ» вполне легально переносят на свежие автомобили. А сам металл можно обновить, европейский прямоугольник заменить на американский квадрат, потребовать соблюдения гарантийного случая и пр. В сегодняшней публикации представляем лайфхак, посвященный регистрационным знакам.
Достаточно посмотреть, какие номера сдают в ГАИ при снятии машин с учета: погрызенные ржавчиной, обитые камнями, продырявленные болтами и саморезами… А ведь еще не так давно это была главная примета для идентификации транспортного средства.

— Ключевой пункт ПДД, который касается регистрационных знаков, — 10.3, — напоминают в пресс-службе ГАИ. — Он требует, чтобы информация была видна с расстояния 40 метров и менее. В связи с увеличением числа камер скорости на это все чаще и чаще обращают внимание инспекторы ДПС.

Одно дело, когда номер покрыт весенней грязью, — протер тряпочкой и требование соблюдено, и совсем другое, если регистрационный знак сильно поцарапан, а краска на цифрах и буквах облезла. Иногда даже возникает вопрос, случайно ли это произошло? Есть автомобили, номера которых выцветали очень избирательно. И уж больно подозрительным выглядит, когда, скажем, восьмерка превращается в нолик.

— В любом случае это тоже оговорено в правилах и может трактоваться как нарушение, — предупреждают в ГАИ. — По пункту 194.2 ПДД запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, имеющего следы видоизменения или уничтожения регистрационных знаков. За это предусмотрена ответственность по ч. 8 ст. 18.12 Кодекса об административных правонарушениях (влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин).

В ГАИ, как мы убедились, иногда сдают номера, явно подкрашенные самостоятельно. Многих водителей интересует вопрос: законно ли это? Есть распространенное мнение, что регистрационные знаки покрыты специальной световозвращающей краской и любое вмешательство будет считаться нарушением требований стандарта.

Вопрос мы переадресовали в полиграфический центр МВД, который оказывает услуги по замене автомобильных номеров. Там объяснили: «К световозвращающему покрытию предъявляются требования, сформулированные в госстандартах. При производстве регистрационных знаков используется специальная термотрансферная пленка, воссоздать которую в бытовых условиях невозможно».

Сотрудники центра также дополнили, что наибольшая вероятность получить замечание по поводу номеров — от инспектора ДПС, а также на диагностических станциях во время прохождения техосмотра.

Если нужно кардинально обновить знак, заменив его на новый, то такая возможность есть в одном-единственном месте в Беларуси — в полиграфическом центре МВД. Цифровое и буквенное сочетание будет прежним, а сам «металл» — новым.

Неприметное здание центра находится по улице Грушевской, 7в, в Минске, по соседству с УГАИ МВД. Это госучреждение лишь в последние годы стало оказывать услуги по замене регистрационных знаков, однако до сих пор немногие знают об этой возможности.

Все просто: старые знаки сдаешь, новые получаешь (есть даже услуга по доставке в местное МРЭО ГАИ). Для физлиц замена одного номера обойдется в 18 рублей, комплекта — в 25 рублей. Нужно предоставить сами знаки, техпаспорт на автомобиль, водительское удостоверение и квитанцию об оплате. «Сейчас есть возможность перечислить деньги по ЕРИП с помощью мобильного приложения. Многие так и поступают. Не придется даже предоставлять скриншот — мы сразу увидим поступление в системе», — говорят в центре.

Многих автомобилистов отпугивает необходимость ждать долгое время, пока сделают новые номера. Как-никак без них передвигаться нельзя, придется бросать машину, и многие откладывают замену до неопределенных времен…

— Обычно к нам обращаются в крайних случаях — например, после ДТП, когда регистрационный знак сильно поврежден, — делятся наблюдениями специалисты полиграфического центра, куда ежемесячно обращаются 400—500 автовладельцев. — Принимаем только оригинальные номера с клеймом поставщика пластин на транспортные средства, зарегистрированные в Беларуси.

Если принесут часть номера (в нем будет менее трех цифр, будет отсутствовать номер региона или буквенные символы серии), то в замене откажут. Недостаточно также просто предъявить техпаспорт. В любом случае старый вариант придется передать сотрудникам центра — они должны сдать знаки на утилизацию (проводится на предприятии «Белцветмет»): как-никак строгая отчетность.

Принадлежность номеров — один из принципиальных моментов. Некоторые автовладельцы ошибочно полагают, что регистрационные знаки принадлежат непосредственно им. На самом деле номера выдают во временное пользование, это собственность государства. Выбросить или оставить их себе без последствий нельзя.

Так, в случае утери или уничтожения номеров придется заново проходить процедуру регистрации: формальности в ГАИ обойдутся в 71 рубль (на момент публикации). А потерянные, украденные или уничтоженные знаки попадут в специальную базу, и их больше никогда никому не присвоят.

Нередко водители обнаруживают потерю после разгула стихии — обычно в результате сильных подтоплений номера смывает. И начинаются длительные поиски. Автовладельцы обращаются в ремавтодоры, ГАИ, Горремливнесток. У нас на форуме есть специальная ветка, где ищут «потеряшек».

Однако не только водители несут ответственность — к самому производителю также могут быть предъявлены претензии по гарантии. В течение двух лет автовладельцы вправе обратиться (если, например, с номера слезла краска) и потребовать бесплатной замены.

Если обратите внимание на номера определенных серий, то наверняка заметите, что выглядят они не ахти: вроде бы не так давно выдавались, а уже есть характерные «проплешины». Специалисты не скрывают, что некоторые серии были проблемными, с этими случаями подробно разбирались и сейчас-де причина выявлена. А вообще, по словам сотрудников полиграфического центра МВД, при бережном обращении госномера могут служить десять лет.

Что значит «бережном»? Рекомендуют, в частности, мыть вручную и сухой тряпкой грязь не растирать (песок служит абразивным материалом, и появление царапин неминуемо).

— Лучше всего использовать раствор с мыльной водой, — советуют специалисты. — Агрессивные химические вещества, и уж тем более растворители, могут повредить слой краски. Иногда приносят номера, которые явно были повреждены, когда что-то усиленно пытались отмыть или оттереть. Такие случаи признаются негарантийными.

Также в замене будет отказано, если повреждения нанесены камешками, вылетевшими из-под колес двигавшегося впереди автомобиля. Или знак оказывается помят под колесами машин: в результате аварии номера часто слетают и попадают на проезжую часть.

В полиграфцентре можно заменить номера двух типов — образца 1992 (красно-белые) и 1999 годов (современные). Советские регистрационные знаки (белые на черном фоне), увы, заменить нельзя. Хотя до сих пор в ГАИ приходят седовласые автовладельцы со старой книжечкой техпаспорта и пытаются отстоять такое право.

Красно-белые номера (стандарта 1992 года) до сих пор котируются. Особенно включающие чудодейственную комбинацию «MI» или «КЕ». Часто такие знаки мигрируют с автомобиля на автомобиль, следуя за хозяином. У автовладельцев есть легальная возможность оставить за собой право использовать полюбившийся регистрационный знак. Более того, с сентября 2014 года ГАИ даже предлагает услугу по хранению номеров: стоит это 4 рубля в сутки.

Есть обратная возможность — использовать «бэушные» номера. Можно оставить номер на продаваемой машине. В таком случае новому владельцу переоформление обойдется чуть дешевле, чем могло бы быть.

— Существует ограничение: лишь один регистрационный знак из комплекта может быть квадратным, второй — обязательно прямоугольный, — предупреждают специалисты полиграфического центра. — Иначе водитель такой машины не сможет пройти техосмотр. Также могут возникнуть проблемы при выезде за границу. На это обращают внимание сотрудники Госпогранкомитета.

Напомним, с 1999 года существует восемь кодов регионов — от 1 до 7 (выдавались административно-территориальным единицам по алфавиту: Брест и Брестская область — единица, Витебск и Витебская область — двойка и так далее, Минск получил семерку), ноль присвоен служебному транспорту Министерства обороны и внутренних войск МВД. Была небольшая спецсерия транзитных регистрационных знаков с 8-м регионом, которые устанавливались на автомобили МАЗ. Теперь ее нет. Также не существует в нынешнем формате специальных номеров для МВД (ранее была серия МН) или Госпогранкомитета (была ПВ).

К слову, современные номера (образца 1999 года) могли быть другими. Рассматривалось несколько вариантов: с другим изображением флага (он развевался), иным межбуквенным пробелом (в этом случае на расстоянии символы могли сливаться), защитным знаком (были опасения, что не выдержит испытания в суровых дорожных условиях), обозначение BY могло быть выпуклым (как цифры и буквы номера).

Отдельная тема — это внеочередной выбор госномера (такая услуга давно предоставляется ГАИ за отдельную плату). Кто-то выбирает пять семерок, кто-то — год рождения. Сейчас у многих такая любовь к нумерологии вызывает скорее иронию. Хотя есть мнение, мол, это выручает на дороге. Впрочем, это уже другая тема для разговора.

Автор: Андрей Журов

Источник информации: auto.onliner.by


На ту же тему
Госавтоинспекция Брестской области © 2017 ·   Войти Наверх