Байк и безопасность, или Как избежать аварий на мотоцикле?

С первой субботы апреля официально стартовал мотосезон, поэтому вряд ли кто-то еще не «разбудил» после зимы свой любимый байк. При этом обладателям «железных коней» следует помнить, что Правил дорожного движения для них никто не отменял. На дорогу следует выезжать, думая о безопасности — как своей, так и окружающих.
Увы, еще до открытия мотосезона на дорогах Брестчины произошли три аварии с участием мотоциклистов, которые оказались виновны в двух случаях. В результате два человека получили ранения, в Пружанах погиб 18-летний парень, не имеющий прав управления байком (при совершении обгона сбил на нерегулируемом пешеходном переходе девушку и получил не совместимую с жизнью травму головы).


— Практика показывает, что апрель – наиболее аварийный месяц с участием водителей мототранспорта, — говорит начальник пресс-службы областного управления ГАИ Наталья Сахарчук. – Теплые погодные условия в начале весны негативно сказались на дорожной ситуации, ведь солнце еще не прогрело асфальт.
— Для выезда на дорогу должно быть минимум 10 градусов тепла. В холодную пору года торможение и сцепление колес с асфальтом не те! Ездить зимой особенно опасно, — поясняет байкер Михаил из Бреста.
По данным областной ГАИ, возраст мотоциклистов, которые попадают в аварии и получают тяжелые травмы либо гибнут, становится все моложе.
— Если раньше в печальную статистику попадали парни лет 26-ти, то в последнее время это 16 — 20-летние ребята, в том числе не имеющие права управления мототранспортом, — говорит Наталья Сахарчук. — Вспоминаю трагедию, произошедшую в прошлом году в Столинском районе: на мотоцикле по очереди катались два двоюродных брата 16 и 17 лет. Младший по неосторожности совершил наезд на старшего. Также в 2016 году произошло лобовое столкновение мотоциклистов в возрасте 16 и 18 лет, один из них не имел водительского удостоверения соответствующей категории.
Областная ГАИ отмечает следующие причины ДТП по вине мотоциклистов. Во-первых, это нарушение установленной скорости. Во-вторых, вождение байка в состоянии алкогольного опьянения. В-третьих, управление мототранспортом без получения необходимых на то документа и навыков.
К слову, обладатели категории А1 (на управление мототранспортом с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью не более 11 киловатт) получают право водить мотоцикл только при наличии двух лет стажа! За это время кому-то как раз может исполниться 18 лет, ведь именно с этого возраста разрешается садиться за руль настоящего байка. Заметим, по истечении названного срока категория А присваивается автоматически. Это значит, чтобы пересесть на мощный мотоцикл, сначала нужно пару лет поездить на легком. Если имеется категория В и выше, то все равно придется сначала сдать практический экзамен на получение категории А1, и только через два года (уже без каких-либо испытаний) будут выданы права на управление мототранспортом категории «А». Если же пройти переподготовку и сдать практический экзамен, то «А» присвоят сразу.
— Выезжая на дорогу, мотоциклисту следует иметь при себе водительское удостоверение соответствующей категории, техпаспорт, страховку. Обязательно нужно быть в застегнутом мотошлеме и включить ближний свет фар, — напоминает Наталья Сахарчук.

Вы видели, как в плотном транспортом потоке мотоциклисты могут ловко маневрировать, переезжая с одной полосы на другую, «прошмыгивая» между автомобилями? Да, Правила дорожного движения не ограничивают их определенной полосой дороги, но ведь водитель автомобиля может не всегда вовремя заметить появление байка, а значит, рискует его зацепить.
— Водителю мотоцикла нужно быть крайне внимательным, в том числе обращать внимание на установленный скоростной режим, — замечает Наталья Сахарчук. – Когда байкер летит на огромной скорости по городу, водители автомобилей не всегда успевают его своевременно заметить, не могут правильно рассчитать время для совершения маневра. Например, автомобиль поворачивает налево, а мотоцикл летит во встречном прямом направлении. Пока машина разворачивается, байкер уже на перекрестке! К сожалению, очень тяжело найти мотоциклиста, который соблюдает установленную скорость.
— Я постоянно вожу байк уже 19 лет. Езжу аккуратно, но скорость всегда превышаю, потому что смысл мотоцикла вижу в опережении других транспортных средств, — говорит брестчанин Михаил. – Когда мне было 17 лет, я выжимал максимальную скорость, сейчас в свои 33 года так не гоняю. В городе нарушаю скоростной режим не более чем на 20 километров в час, хотя понимаю, что определенные риски есть.
Михаил признается, что любит ездить по лесу на внедорожном мотоцикле, ища там природные трамплины, какие-то камни… Но это уже не проезжая часть, там нет своих правил. И все же, уверен он, всегда должно срабатывать чувство самосохранения. Михаил и в этом научен: пережил и перелом таза, и сотрясение мозга, и мениски ему вырезали… Он уверен, что полученные травмы не позволяют относиться к вождению халатно. Кстати, на безопасность водителя влияет и качество его байка.
— Сейчас редко встретишь на дороге хороший мотоцикл, — замечает Михаил. – Техника в плачевном состоянии, даже японская! Ей по 20 — 30 лет. Из 20 байков, может, только один «неаварийный». Похоже, у водителей вообще нет понятия о резине, о колодках… И при этом они могут разгоняться до трехсот километров в час! Также считаю, что многие ребята в возрасте до 25 лет очень плохо управляют своими мотоциклами. Нет опыта! Следует быть максимально осторожными, очень внимательными и аккуратными!
Свое отношение к поведению на дороге 36-летний брестчанин Александр пересмотрел давно.
— Я очнулся в больнице, находясь между жизнью и смертью. Мне не было больно, и в тот момент я не боялся умереть, — рассказывает он. – Было все равно, что со мной. Все мысли – только о родителях: как они это переживут.
Тогда Александру было всего 19 лет. Он попал в аварию, управляя в нетрезвом состоянии лично переделанным мотоциклом «Урал». Парень и четверо его друзей поехали на своих «железных конях» отдыхать на берег реки, прихватив спиртное. На обратном пути решили подурачиться на дороге.
— Я стал играть рулем, переводя его из стороны в сторону. На гравийке мотоцикл занесло. Он опрокинулся через переднее колесо, я же сверху летел над ним, — вспоминает он. – На мне не было мотошлема, поэтому сильно ударился головой, получив сотрясение мозга и кровоизлияние. Друзья говорят, что несколько минут я вообще не дышал. Они испугались, не решаясь даже вызвать «скорую» и ГАИ (опасались, что у них заберут права). К счастью, один из товарищей среагировал правильно. Да, психологически никто не был готов к такой ситуации, и я никого не виню. Конечно, страшно потерять права, но жизнь товарища намного ценнее! Никому не желаю пережить нечто подобное, но хочу предупредить других, что в похожем случае нужно спасать человека, чтобы не пришлось сожалеть о бездействии до конца своей жизни!
В нейрохирургии Александр пролежал три недели, первую из них вообще не вставал, находясь под капельницами. Потом, говорит, пару месяцев ходил «как робот». В общем, получил жестокий урок.
— Надо уметь совладать со своим «адреналином», — считает мужчина. – Я вижу, что в аварии в основном попадают ребята на спортивных мотоциклах. Молниеносность байка с «литровым» двигателем — большой соблазн для молодежи! Хочется «стрельнуть» с перекрестка, вырваться вперед… И пусть они трезвые, но истинную опасность недооценивают. Мотоцикл несется со скоростью в два раза большей, чем едут автомобили, а значит, кто-то из водителей машины может не успеть завершить маневр, даже если заметит несущийся на него байк. Молодые байкеры хотят показать, на что способна их «ракета», что могут они сами, забывая о благоразумии. После ДТП я стал ездить осторожно, но мотоцикл не оставил. Каждую весну открывал мотосезон, каждую осень его закрывал… Что изменилось? Стал ездить осторожнее. Подъезжая к светофорам, оглядывался, чтобы никто не въехал в меня. Моя манера езды на байке очень изменилась! Я понял, что пренебрегал осторожностью, переоценивал себя и недооценивал опасность. После аварии осознал, что уязвим. Хочется, чтобы мой случай уберег молодых ребят от такой беды. Учиться лучше на ошибках других.
Да, «посвященные» байкеры остаются верными своим мотоциклам и после полученных травм. Конечно, если остаются живы… Очень хочется, чтобы о своей уязвимости помнили все мотоциклисты и до аварий не доходило.
Автор Елена СОКОЛОВСКАЯ


На ту же тему
Госавтоинспекция Брестской области © 2017 ·   Войти Наверх