ГАИ: жара, усталость и… дорога

Сезон отпусков, а значит, дальних поездок открыт. Дорога зовет и тех, чья работа связана с командировками. Но что делать, если водитель не выспался, устал, а еще и летний день выдался жарким? Как доехать без неприятных приключений – будем разбираться с помощью опытных водителей и специалистов.
Во-первых, вспомним пункт 10.2 Правил дорожного движения, в соответствии с которым запрещается управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность дорожного движения, а также под воздействием лекарственных средств, снижающих внимание и быстроту реакции. Если бы все понимали его важность, скольких дорожных аварий удалось бы избежать?!

В прошлом году, по данным областной Госавтоинспекции, из-за уснувших за рулем водителей случились 10 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 3 человека погибли и 11 получили ранения различной степени тяжести. В 80 процентах этих аварий оказались водители транзитного транспорта. А с начала текущего года по той же причине в области произошли шесть ДТП, в результате которых один человек погиб, семь получили ранения.

Чаще всего водители почему-то засыпают в Ивацевичском и Березовском районах. Если подумать, то там ровные прямые участки дорог, до дома или границы остается совсем немного, поэтому, направляясь, например, из Минска в Брест, люди, управляя автомобилем, расслабляются.
– Если ехать из Бреста в направлении Минска, то самые опасные километры – с 90 по 110, – рассказывает начальник пресс-службы областного управления ГАИ Наталья Сахарчук. – Именно там происходит наибольшее количество ДТП по вине водителей, которые уснули за рулем.

В этом году самый печальный случай произошел в апреле, когда 28-летний житель Жабинки уснул за рулем и выехал на правую по ходу движения обочину, где совершил наезд на велосипедиста. Увы, 25-летний житель д. Рогозно от полученных травм скончался на месте.
А недавно, 20 июня, около 06.35 на 105-м километре автодороги Брест – Минск – граница Российской Федерации россиянин, двигаясь на машине со стороны Минска в направлении Бреста, уснул и съехал в правый по ходу движения кювет, где опрокинулся. Транзитник попал в реанимацию.
Как показывает практика, уснувший водитель в основном выводит руль влево. В названных районах с этой стороны установлены железные отбойники, не позволяющие выехать на полосу встречного движения. Поскольку скорость неуправляемых автомобилей достаточно высока, отбойники не всегда становятся спасением: могут «врезаться» в салон и тяжело травмировать людей.


– К факторам, которые существенно повышают риск ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами, относятся также вождение после пяти часов сна и управление автомобилем в сонном состоянии, – замечает Наталья Сахарчук. – Самый опасный период для водителей – с 4 до 6 часов утра, а также время обеда.
Учитывая биологические часы организма, можно пояснить это так: сон с трех до четырех часов ночи самый глубокий, тело максимально расслабляется – разве можно сразу за руль! Считается, что с 13 часов наша умственная деятельность становится менее активной, снижается работоспособность, появляется чувство усталости, хочется отдохнуть. Возможно, вы и сами замечали: с 14 часов ослабляется энергия, реакции замедляются, тело просит хотя бы самого минимального отдыха.
– Мы все подвержены циклу «день-ночь»: днем более активны, а в ночное время организм требует отдыха. На это нужно обращать внимание, хотя у каждого человека свой собственный ритм активности, – комментирует проблему психолог отдела общественного здоровья ГУ «Брестский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Ирина Жарко. – Многое зависит от того, какой режим дня у человека в течение жизни. У кого-то ритмы активности наступают после двух часов ночи, и это тоже связано с особенностями деятельности головного мозга.
– Мне в пять утра выезжать сложно. Всегда было проще ехать всю ночь, чем отправляться в путь на рассвете, – делится опытом водитель-международник Александр из Бреста. – Когда встает солнце, всегда хочется спать! Но мои коллеги-европейцы выезжают в 4 – 5 утра и в 17 часов уже на стоянках спать ложатся. Мне же удобнее ехать до двух часов ночи, а потом спать до 10 утра. Лучше выеду пораньше, а на рассвете остановлюсь…
Психолог подтверждает: предрассветное время действительно самое опасное для водителей, потому что организм требует отдыха. К обеду автомобилист может устать, если едет с утра по ровной дороге. Вообще многое зависит от физиологических особенностей человека. Некоторым нужно отдыхать через час-два пути, а кто-то может без проблем ехать очень долго. Еще важную роль играет то, в каком физическом и эмоциональном состоянии находится водитель: насколько он отдохнувший, в стрессе ли, сколько уже времени провел за рулем.
– Летом у моих коллег аварийность больше, чем зимой. Потому что грузовикам нужно соблюдать температурный режим, и днем из-за жары ехать проблематично. Поспать тоже (чтобы кондиционер работал, надо заводить машину), в итоге люди выезжают в ночь и «отключаются» за рулем, – продолжает Александр, чей стаж в профессии водителя составляет 18 лет. – Я считаю: хочешь спать – остановись. Иногда думаешь, что никакой проблемы, ведь до дома осталось всего 10 километров, но до него можно и не доехать!
Считается, чем выше скорость движения, тем меньше хочется спать, поскольку сказывается резкая смена «картинки», постоянное мелькание инфраструктуры, дорожных знаков, машин… Разумеется, это не повод превышать установленную скорость!
– Чем быстрее едешь, тем больше напряжение, поэтому спать не будешь. Я когда увеличиваю скорость, сонливость проходит, – говорит Александр.
– Если едешь днем по освещенной трассе, а с двух сторон деревья, то есть идет постоянно мелькание световых бликов (тень-солнце), утомляемость наступает быстрее, – делится своим опытом Ирина Жарко.
– Как показали исследования американских специалистов из Национального фонда по проблемам сна и утомляемости (National Sleep Foundation), уставший (сонный) человек за рулем опаснее пьяного водителя! – отмечает начальник пресс-службы областного управления ГАИ Наталья Сахарчук. – Усталость или сонливость связаны с рядом факторов, и в группе повышенного риска здесь, например, работники ночных смен, а также люди с неизлечимым синдромом приступов апноэ во сне.
От плохого самочувствия «в самое неподходящее время» не застрахован никто! 21 апреля пенсионер из Барановичей почувствовал себя нехорошо и протаранил бетонный забор, в результате чего пострадала его пассажирка. Случаи, когда водители умирали прямо за рулем, вообще не хочется вспоминать… Вывод один: иногда поездку лучше перенести, чтобы не подвергать риску ни себя, ни других.
– К плохому самочувствию, по причине которого может случиться ДТП, приводит и жара. Многие водители сталкиваются с сильным переутомлением, которое случается при поездках за город или долгих путешествиях на автомобиле, особенно летом, когда высокая температура воздуха, – говорит Наталья Сахарчук. – Тогда внимание рассеивается, а реакция значительно ухудшается, у метеозависимых людей появляются головокружение, вялость, сонливость… Жара в салоне автомобиля и связанный с этим перегрев вызывают не только ухудшение физического состояния, но также негативные психологические реакции – раздражение, злобу. При этом снижаются концентрация внимания и скорость реагирования на нештатные дорожные ситуации.

– Время для поездки нужно выбирать так, чтобы вождение было наиболее комфортным: либо утро, либо ближе к вечеру, когда солнце уже не так печет. Это особенно важно, если в машине нет кондиционера, – советует психолог Ирина Жарко. – Если дорога длительная, нужно обязательно делать остановки в пути. Всегда можно на заправке умыться, купить минеральной воды, что позволяет в дороге держать себя в тонусе.


– Отлично помогает взбодриться холодная вода. Если остановиться нигде нельзя, ее нужно пить мелкими глотками или поливать себе на руки, смачивать затылок, – дополняет Наталья Сахарчук. – Лучше заранее взять с собой прохладительные напитки и как можно чаще (каждые 100 – 150 километров) останавливаться в тени. Когда за рулем хочется спать, можно остановиться в разрешенном месте, в целях безопасности закрыться в автомобиле и, сидя в своем кресле, не опуская его спинку, склонить голову. Тогда уснешь и гарантированно проснешься через 15 – 20 минут (станет тяжело дышать). Научно доказано: всего 10 минут сна достаточно, чтобы потом смело проехать несколько сотен километров!
Иногда оставаться более-менее бодрыми водителям помогают конфеты и семечки. Международники неспроста любят включать погромче музыку, ведь тогда уснуть во время движения точно не получится! В холодную погоду хорошо приоткрыть окошко: ветерок и невысокая температура воздуха в салоне тоже не позволят погрузиться в дрему.
Как замечает психолог Ирина Жарко, люди часто садятся за руль с ощущением «привычности», но проблемы на дороге происходят всегда неожиданно, в один момент. «Мелочей» здесь не бывает, и водитель должен всегда это осознавать.
Тем, кто отправляется в дорогу, опытный водитель Александр советует удобно отрегулировать кресло и, если надо, подложить подушку – чтоб сидеть было максимально комфортно.
– Одно дело – ездить по городу, другое – выезжать на трассу, — говорит он. – Ради безопасности нужно соблюдать все знаки дорожного движения, не ехать быстрее, чем разрешено, и всегда держать дистанцию. Ночью, по возможности, хорошо пристроиться за попутной машиной. Если туман, плохая видимость – снизить скорость. Тогда везде успеешь. Ведь жизнь дороже!

Госавтоинспекция благодарит Елену СОКОЛОВСКУЮ, журналиста областного периодического здания «ЗАРЯ», за плодотворное сотрудничество!


На ту же тему
Госавтоинспекция Брестской области © 2017 ·   Войти Наверх