Сергей ТАЛАТАЙ: «Я не понимаю, как можно считать нормой убийство на дороге»

 

Для интервью с начальником областной ГАИ были запланированы другие вопросы, но жизнь предпочитает расставлять приоритеты по своему. Октябрь стал для Брестчины черным месяцем – 9 аварий со смертельным исходом. Почти во всех замешан алкоголь и абсолютно во всех нашлось место полной беспечности участников дорожного движения. Потому и наш разговор с Сергеем Талатаем был начисто лишен позитивной лирики и превратился в серию риторических вопросов. Ответ на них, возможно, даст время, но в ГАИ счет уже идет на минуты.

«Осень – это экзамен, который мы проваливаем»

– Нам сейчас впору просто кричать «Караул!», – не дожидаясь моих вопросов, эмоционально замечает Сергей Валерьевич. – Не знаю, что происходит на дорогах. Словами это не выразить. Обострился целый комплекс затяжных болезней. Осень стала экзаменом, который мы проваливаем. «Мы» – это не Госавтоинспекция, «мы» – это общество, это люди, которые не способны за себя побеспокоиться. Людская глупость – самая главная наша проблема сегодня. Отсутствие самосохранения, низкая культура – это какие-то «зашкуренные» обывательские обороты, которые сегодня обществом и не воспринимаются. Ведь причины смертельных аварий банальны. Только в одном ДТП со смертельным исходом – в Бресте на ул. Ленина – не было алкогольного опьянения ни у водителя, ни у пешехода. В остальных случаях алкоголь был. Зато не было банальных фликеров, банальных катафотов, светоотражающих жилетов, отсутствовал свет в населенном пункте – эти темы уже набили оскомину, тошно о них лишний раз вспоминать.

«У нас никто не верит в «лотерею смерти»

Октябрьские аварии сильно подпортили общую картину ДТП?

– Да, хотя мы по-прежнему сохраняем тренд на снижение смертельных исходов, но с такими результатами октября… Это не поддается никакому логическому объяснению! Сегодня люди предпочитают голосовать своими жизнями. До каких пор мы будем ждать «плетки» от ГАИ, чтобы нацепить фликер, чтобы поставить катафоты на повозки или велосипед? Ведь люди привыкли отвечать, скажем, за противопожарную безопасность самостоятельно, а не ждать приезда МЧС. Так почему они не хотят отвечать за безопасность на дороге? Осень – это черная, кровавая пора, можете дальше сами подобрать эпитет. Мы склонны верить в победу в лотерее, но никто не верит в «лотерею смерти». А она раздает метки каждый день. И кто должен это вложить людям в головы? Талатай? Начинаем включать административный рычаг, штрафовать – начинаются претензии в наш адрес. Хочется в таком случае просто спросить у водителей и пешеходов: вы хотите умирать?

Да, еще и алкоголь сегодня стал просто «божественным нектаром». Им торгуют на всех АЗС. А мы ждем, чтобы потом пьяные не попадали под колеса… Увы, ГАИ немногое может сделать в вопросе торговли алкоголем на АЗС. Но моя позиция – это просто крик души: я категорически протестую и не приемлю этого. Мне все говорят в ответ, мол, «а вот у них там, в Европе». Подождите: а мы ментально готовы быть «как у них там»? Отвечу за всех: нет. Мы не такие, как они.

«Убийство и хулиганство на дороге сегодня расценивается как норма»

И все же за 9 месяцев работы можно подвести какие-то промежуточные итоги года?

– В целом, этот год шел с неплохой тенденцией. Цифры озвучивать не хочу: октябрь заставил про них забыл, а мы стали суеверными. Но по Бресту мы уменьшили число аварий на 30% по всем составляющим. Само собой это не произошло, это результат реорганизации дорожного движения, применения отработанных инженерных приемов. Что-то мы подсмотрели в Минске, что-то в Гродно, что-то в Европе. Мы сделали ставку не на пресловутый опыт, а на науку.

Поэтому мы ревностно и больно относимся к каждой аварии. Ведь на авиа- и железнодорожном транспорте применяется нулевой принцип смертности. Каждая трагедия там вызывает осуждение общества, внимание СМИ, вызывает психологическое отторжение. А убийство на дороге – нет. Как пишут в комментариях к сводке: вот, мол, молодежь пила-гуляла, потом разбилась на мотоцикле – нормально. Да что нормально-то? У меня это вызывает коллапс в сознании. Что нормально? Когда сбили бабушку на переходе? Когда ездим на велосипеде без света, когда превышаем скорость, выезжаем на встречную полосу – это все нормально? На дороге мы научились оправдывать все. Но на самолете мы же не оправдываем пилота, который ошибся и опустился слишком низко, зацепил деревья и разбился.

Кроме безопасности, есть еще и элементы хулиганства. В быту они осуждаются, а на дороге – нет. Необоснованные выезды на «встречку», перестроения и подрезания из полосы в полосу – у нас это воспринимается как должное. Фактически, сегодня у нас на одной стороне ГАИ, а на другой – общество, стереотипы в котором ковались десятилетиями по принципу «Нам можно все». А между этими сторонами – смерть. Правила дорожного движения сегодня воспринимаются как нечто осуждающее, как то, что нужно нарушать.

«ГАИ поедет молиться за наших водителей»

Нет ли опасения, что с первым снегом ком дорожных смертей вырастет еще больше?

– На самом деле, мы сейчас ждем снега как манны небесной. Надеемся, что водители станут и сами осторожнее, благоразумнее. Как иначе остановить этот шквал смертельных аварий, я не знаю. Наверное, только молиться. Вот, всем личным составом и руководством ГАИ поедем на выходных в Жировичи, чтобы помолиться. Не за себя – за людей, за всех водителей, покаяться во всех грехах. Нужно привлечь больше внимания к этим авариям со стороны СМИ, преподносить их так, как преподносят крушение того же «Боинга». Ведь у всех погибших есть семьи, дети. Нужно показывать эти кровавые примеры. Но общество не хочет этого видеть.

«Просто выбирайте безопасную скорость»

Многие водители сетуют на то, что «зауженные» улицы под снегом превратятся в еще один квест на выживание. Действительно ли это станет проблемой?

– Станет, если камень преткновения останется в головах. На зауженных участках просто нужно различать разрешенную скорость и безопасную. В ПДД прописано, что водитель выбирает безопасную скорость, исходя из осязаемых условий, той же погодной обстановки. Обращаюсь к водителям: хотите в этой ситуации «укусить» Талатая – пожалуйста, это вам повод. Но если хотите остаться живыми и невредимыми, просто выбирайте безопасную скорость. Это как с теми, кто жалуется на штрафы «из кустов». Не нарушайте ПДД – и вы никогда не получите штраф, а может, даже и не увидите сотрудника ГАИ. «Идеальной таблетки», которая решит все проблемы одним махом, попросту нет. С заужением полос мы не вышли за рамки ни одного общепризнанного стандарта, так делают по всей стране. И только в Бресте еще обсуждают, мол, а вот вы знаете, что будет… Знаю. И что будет, если на Машерова выедет «БелАЗ» с пьяным водителем, я тоже знаю. Поэтому нужно сначала менять сознание, а не жаловаться на дороги и условия.

«За отсутствие зимней резины – госномера на стол»

Еще один актуальный вопрос сезона – «переобувка» в зимнюю резину, которой многие пренебрегают…

– Этот вопрос будет решаться очень просто, как в фильме «Приключения Шурика…». Убеждение, если помните, там не работало. А вот принцип «Надо, Федя, надо» – вполне. По этому вопросу не будет никакой демагогии. В законодательстве прописаны четкие сроки, когда надо «переобуваться». Нет зимних шин, мое предложение – положи госномера на стол. Нет денег купить колеса – не езди, поставь машину в гараж. Закон есть закон. Но почему-то мы в него не верим. Пока не будут приняты самые жесткие меры, люди не начнут понимать. А я, как обычный участник дорожного движения, не хочу, чтобы в меня со встречной полосе выехал какой-нибудь «экономщик» на «лысой» резине.

«Европротоколы» могут расширить до 1000 евро»

Накануне «дней жестянщика» наверняка головной болью станут и мелкие ДТП. Изменилось ли что-нибудь в порядке оформления «европротоколов»?

– Готовится законодательная инициатива, позволяющая расширить границы ущерба, в рамках которых можно использовать «европротокол», до 1000 евро. Но пока все осталось как есть. Если в ДТП поучаствовали два водителя, оба трезвы, имеют водительские удостоверения, страховые полисы, виновник ситуации очевиден и не вызывает споров, а сумма ущерба не превышает 400 евро, то вы вполне можете заполнить «европротокол» (бланк выдается при страховании автотранспорта) и с ним отправиться непосредственно в страховую компанию без вызова ГАИ. В этом ничего страшного нет.

Записал Дмитрий ШИФЕРШТЕЙН


Фонд безопасности дорожного движения Брестской области © 2019 ·   Войти Наверх