Около половины ДТП водители без прав совершают в подпитии

Совсем недавно в Бресте произошло довольно резонансное ДТП. Поздно вечером 24- летний автомобилист на своем «Renault» влетел в стоящий на светофоре «Peugeot». Тот, в свою очередь, врезался в еще одну «легковушку». Сам по себе «дуплет» довольно распространенный, вот только виновник аварии за две недели до этого был лишен прав за езду в нетрезвом виде. И этот трюк он тоже совершил под хмельком: освидетельствование показало 1,5% промилле. К счастью, на сей раз обошлось без жертв. В ГАИ говорят, по счастливой случайности. Но могло быть по-другому. Как в сентябре в Ивацевичском районе, где 18-летний мотоциклист без водительского удостоверения погиб, столкнувшись с мопедом, водитель которого попал в больницу. Или в августе на трассе Минск-Витебск. Там 37- летний бесправник на «Audi» выехал на встречную полосу и ударил в лоб «Ford». Итог – пять оборвавшихся жизней. С начала года только в Брестской области инспектора ДПС задержали 7 с лишним тысяч водителей без прав. По численности – небольшой поселок. 43 бесправника совершили ДТП, 22 были пьяны.

9

Статистика на самом деле тревожная, хотя в обществе водитель, севший за руль без разрешения, особого порицания не вызывает. При этом вряд ли кто-нибудь в здравом уме согласился, например, лететь самолетом, пилот которого не прошел аттестацию и не имеет допуска к штурвалу. Авиакатастрофа в которой погибает 200 пассажиров вызывает шок. И мало кто задумывается, что в той же России в день на дорогах погибает около 100 человек. В «Боинге» летит две сотни… При этом наше законодательство достаточно либерально. Прав лишают только за самые вопиющие нарушения: пьянство, повторное превышение скорости на 20 и более км/ч, выезд на встречную полосу, страшное ДТП. Отнимают «корочки» по принципу принуждения к исполнению правил дорожного движения. Нарушитель должен испытать дискомфорт без авто, чтобы, снова сев за руль, вести себя на дороге адекватно. Эта мера актуальна не только у нас. На прошедшей недавно шестой международной конференции в Питере по безопасности дорожного движения эксперты из разных стран, от Австралии до Англии говорили: только 30% от общего числа погибает в автокатастрофах по собственной вине. Остальных, ни в чем не повинных, они забирают с собой.

Таким образом, система принуждения должна поменять поведение водителя. И тут выясняется, что до логического завершения у нас дело не доходит. Лишенный прав, садится за руль и спокойно разъезжает дальше. До следующего ДТП или случайного попадания на проверку документов. Причем если водительское удостоверение у него отобрал суд, то за неисполнение приговора предусмотрена уголовная ответственность, а если прав лишил начальник милиции, который тоже имеет такие полномочия – ивовсе только «административка». Но и в том, и в другом случае за вождение без разрешения будет штраф, который нарушители с толстыми кошельками свободно выплатят, а за теми, у кого денег и дорогого имущества нет, работникам службы принудительного исполнения еще придется изрядно побегать.

Начальник областного управления ГАИ УВД Брестского облисполкома Сергей Талатай рассказывает о заграничном опыте. В ряде стран Европы нарушитель судебного вердикта или решения полиции отправляется в места не столь отдаленные без разговоров. Если садится за руль, не имея на то разрешительных документов – платит огромные штрафы, при этом сильно ограничиваясь в правах. Он не может взять кредит, получить социальное пособие и т.д. Нет денег на уплату? Добро пожаловать на принудительную отработку. Уклоняешься? Арест! Конечная станция – тюрьма. Не надо быть знатоком, чтобы увидеть, как работают на дороге заграничные «копы». И шипы на дорогу выкатят, и на капот положат, если надо, без второго слова. У нас же в последнее время все больше говорят о либерализации. Помню, как в прошлом году в Интернете развернули целую кампанию против сотрудников ГАИ с требованием объяснять причину остановки авто. У меня здесь возник логичный вопрос: а как инспектор по-другому узнает, что водитель пьян, едет без страховки, с просроченным техпаспортом или без прав? Когда я за рулем, мои документы в порядке, а алкотестер покажет ноль. Общение с сотрудником ДПС в этом случае займет одну-две минуты. В пробке я постою больше, так что никакого дискомфорта не вижу. Поэтому согласен полностью с Сергеем Талатаем. Проверка документов – сама по себе причина остановки.

И вот еще одно тому подтверждение. Недавно в городе проводилась очередная операция «фильтр». Инспектора выборочно останавливали авто на предмет нарушений. Итог – четыре бесправника. Всего за один день! Впрочем, не факт, что эти нарушители завтра снова не сядут за руль. Возьмут машину у родственников, друзей и снова в путь. Здесь уже одним «фильтром» не обойтись. Думаю, нужна принципиально жесткая позиция на законодательном уровне. Как по борьбе с пьяными водителями или распространителями спайсов. В этом случае вариант один: конфискация у бесправника машины, причем не важно, на ком она зарегистрирована. Важно то, что владелец дал ее человеку, лишенному прав, либо не имеющему их вовсе. Попробуй, попроси у охотника ружье. Он ведь тут же спросит наличие охотничьего билета без которого оружие не даст. Машина – тоже оружие, которое убивает в мире ежедневно. Поэтому прежде, чем дать другу, свату или брату на вечер свою легковушку, не лишним будет поинтересоваться: есть ли у него право садиться за руль. Чтобы не брать грех на душу.

Автор: Александр МИТЮКОВ


Фонд безопасности дорожного движения Брестской области © 2019 ·   Войти Наверх