Влияние стажа и возраста водителя на безопасное управление автомобилем

Работу водителя относят к сложным видам человеческой деятельности. Это связано с тем, что человек управляет источником повышенной опасности и несет ответственность за свою жизнь и жизни окружающих. Не каждый водитель в состоянии обеспечить должную безопасность дорожного движения, это объясняется квалификацией и индивидуальными особенностями каждого человека. На безопасное управление автомобилем оказывает влияние стаж и возраст водителя. Установлено, что с увеличением стажа водителя происходит снижение количества ДТП, но этот процесс происходит не равномерно. Чаще всего в ДТП попадают
неопытные водители со стажем до 2 лет и водители со стажем 5±1 год.

Увеличение водительского стажа может и не привести к повышению надежности водителя, в том случае если у водителя на стадии обучения сформировались неправильные навыки и ошибочные знания. Так систематические ошибки в сочетании с завышенной самооценкой своего мастерства могут привести к
негативным последствиям. Поэтому необходимо периодически проводить курсы повышения квалификации с привлечением опытных преподавателей. Исследования показали, что рост аварийности у водителей со стажем до 2 лет связан с недостатком профессиональных знаний и навыков, а при стаже 5±1 год – с переоценкой
водителями своих возможностей и снижением осторожности. Практика показывает, что самые тяжелые ДТП часто возникают именно у опытных водителей. Здесь, в какой-то мере, действует закон психофизики Вебера – чем больше водитель адаптирован к опасности, тем требуется большее ее приращение, чтобы водитель
среагировал на нее, об этой психологической закономерности не должны забывать опытные водители.

Взаимосвязь между аварийностью и возрастом водителя

Наиболее заметно такая связь проявляется у водителей до 25 лет и тех, кто старше 60. Несомненно, у людей старшего поколения возникают заболевания, в том числе и возрастного характера, которые влияют на снижение у человека способностей к безопасному управлению автомобилем. При этом, нельзя исключать накопленные знания и опыт. Они в большой степени позволяют водителю компенсировать возрастные потери. Но сохранять способность к безопасному вождению, зрелому водителю становится сложнее с каждым прожитым годом.

Опубликованы интересные факты о том, как проявляются одинаковые навыки вождения в разных возрастных группах. Если начинающий водитель принадлежит к категории от 45 до 60 лет, его шанс попасть в аварию крайне мал, по сравнению с молодыми (юными) амбициозными новичками. Зрелому человеку уже свойственно повышенное чувство ответственности, умение предвидеть опасную ситуацию, отсутствие стремления к риску. Неопытный водитель, который не достиг 30-летия, готов к ошибкам, не стесняется нарушать общепринятые условности, нередко игнорирует ПДД. Поэтому такие виды нарушений правил как превышение скорости, выезд на встречную полосу, управление автомобилем в нетрезвом виде весьма часто совершаются склонными к риску молодыми людьми.

Водители, которым от 31 до 45 лет часто нарушают правила обгона и перестроения. Они зачастую признают, что были неправы. При этом, им ещё не хватает умения предвидеть поведение остальных участников дорожного движения. Согласно проведённым исследованиям, бесспорным оказался тот факт, что среднее число аварий снижается обратно пропорционально возрасту водителя. Психологи объясняют, что юношеская опрометчивость, амбициозность и импульсивность постепенно меняется на рассудительность и элементарную осторожность. Да, функциональные способности с возрастом снижаются. Но это явление в полной мере компенсируется приобретённым жизненным опытом, который, возможно, не имеет ничего общего с водительским стажем.

Источник информации: perevozka24.ru


На ту же тему
Госавтоинспекция Брестской области © 2017 ·   Войти Наверх