Нетрезвые и бесправники – проблема современных дорог

Нетрезвые и бесправники за рулем стали настоящей проблемой современных дорог. Читаешь сводки ГАИ, и становится страшно. Каждый день в стране задерживают десятки водителей под градусом, почти половина из них — без прав. Лихачей и хамов на дорогах тоже стало ощутимо больше. Выходит, суровые наказания не работают?
Многие любят говорить, что алкоголь за рулем — лишь одна и отнюдь не главная причина гибели людей на наших дорогах. Так и есть. В общей статистике доля «пьяных» ДТП более десяти процентов. Но это, как правило, тяжелые и, что особенно обидно, нелепые аварии. Когда ничего не соображающий человек насмерть сбивает людей на автобусной остановке, как это было в Минске, а сам отделывается ушибами. И судят его потом за убийство по неосторожности. Или, как в Барановичском районе пьяный водитель, двигаясь с превышением установленной скорости движения на скользкой дороге не справляется с управлением машины, в результате – кювет, столкновение с двумя придорожными деревья и отправляет в мир иной свою малолетнюю дочь и товарища, сам же отделывается царапиной. И каждый понимает: если бы с 2,1 промилле в крови он не сел в машину, он никого не убил бы. Так можно ли остановить его?
У нас за пьянку за рулем наказывают довольно жестко. С первого же раза лишают прав на три года и дают штраф от 50 до 100 базовых величин. За повторное в течение года вождение в нетрезвом виде предусмотрена уголовная ответственность и при этом, суд имеет право конфисковать авто, даже если оно не принадлежит пьяному водителю. Конфискация не касается только тех случаев, когда машиной завладели неправомерно — в результате угона, самоуправства и так далее. В случае аварии с погибшими до 10 лет тюрьмы.
Как только данная мера была введена за год число водителей, задержанных под «мухой», вдвое снизилось. За истекший же 2017 год 2886 человек все же попались пьяными за рулем, 117 — расстались с транспортными средствами. С начала текущего года уже задержано 399 нетрезвых водителей. Есть ли гарантия, что они больше не поедут подшофе? Вопрос риторический.
Истории водителей под градусом очень разные. Вот, на прошлой неделе в здании ГАИ состоялся выездной суд Московского района г.Бреста, где молодого человека судили по ч.2 ст.317-1,ст.417 УК РБ. Парень уже неоднократно поладается в поле зрения сотрудников ГАИ под «мухой». Он никогда не имел водительского удостоверения и даже не обучался в автошколе…зато пьяным ездить за рулем у него получается хорошо. После первой судимости у него конфисковали авто, в этот же раз конфискации подлежал скутер. Судья приняла решение применить в отношении обвиняемого меру пресечения – арест сроком на 3 месяца…так как штрафные санкции должного эффекта не возымели. Дорогая цена за банальное «поругался с женой, психанул». Возможно, проведя 3 месяца в местах не столь отдаленных, парень задумается и встанет на путь исправления. Ведь дома его ждут жена и двое маленьких детей… .
Люди старшего поколения отлично помнят советскую схему: набрал за год три прокола в талоне — на год остался без прав. Причем проколы делали за любое нарушение ПДД. Стимул ездить аккуратнее был простым и понятным, а главное — реально повышал безопасность на дороге. В Австрии, Скандинавии, Нидерландах, Швейцарии штрафные баллы и теперь начисляются без учета тяжести проступка, а в большинстве стран их можно получить за пьянство за рулем, превышение скорости и другие серьезные нарушения. То есть наказание должно быть соразмерным проступку и содействовать воспитанию, а не порождать правовой нигилизм.
Все знают эту штуку на наших дорогах: подмигивать фарами встречным водителям, предупреждая о машине ГАИ. Тот, кто превышает скорость, нам не страшен, главное — обмануть человека в форме, избежать ответственности. И это огромная проблема…..
Все мы любим кивать на западные порядки, словно не замечаем главного: там общество ответственно подходит к безопасности и человек убежден, что должен помогать полиции. У нас же принято считать, что безопасность — забота милиции. Нарушитель думает: «Что нужно делать, чтобы меня не поймали»? Потому наказывать за несоблюдение ПДД надо не столько сурово, сколько неотвратимо. Чтобы в малом было нарушать невыгодно, а сесть за руль без прав или подшофе — реально страшно.
Водители пьют за рулем везде, и в разных странах эта проблема решается по-разному. Отличаются как наказания, так и допустимые дозы алкоголя. Самые либеральные нормы — не больше 0,8 промилле — имеют Мексика, Ирландия, Новая Зеландия, Сингапур, Великобритания, несколько штатов Канады и США. Стран, где существует норма в ноль промилле, немного: Румыния, Словакия, Чехия, Саудовская Аравия, Бразилия, Венгрия. Этот опыт проходили в соседней России, но из-за массы спорных случаев два года назад вернулись к 0,3 промилле. Такая же норма действует у нас и она позволяет избежать погрешностей. Кстати, во Франции, где за рулем действует порог в 0,5 промилле, водитель обязан иметь в автомобиле одноразовый алкотестер. Может, и нам ввести это требование в ПДД?
Наказания бывают разные
1. Лишение прав. Сроки в разных странах колеблются от нескольких недель до… навсегда. В Израиле, Дании, Норвегии и Китае могут лишить прав пожизненно. В Аргентине, после того как водитель попался во второй раз, его лишают удостоверения на год, а если в третий раз, то на всю жизнь. В западноевропейских странах срок лишения зависит от уровня концентрации алкоголя в крови.
2. Конфискация авто. Во Франции и в отдельных штатах США транспорт конфискуют только у «рецидивистов», в Венесуэле и Сальвадоре в собственность государства переходят автомобили всех без исключения провинившихся.
3. Арест. В Южной Корее за высокий уровень алкоголя в крови могут арестовать на два года, а в Чили все пойманные пьяные водители в зависимости от степени опьянения проводят в тюрьме от двух месяцев до двух лет. В Болгарии арестовывают только пьяных водителей-«рецидивистов» на срок до года.
4. Удары плетью. Во многих исламских странах алкоголь запрещен на государственном уровне, так что пьянство за рулем там большая редкость. В ОАЭ, Судане, Саудовской Аравии и Катаре за это практикуется наказание плетьми.
5. Смертная казнь. В Китае и Таиланде пьяного водителя, совершившего серьезное ДТП, могут казнить.
6. Наказание пассажиров. В Японии штрафуют на сумму до 5 тысяч долларов тех, кто осмелился сесть в автомобиль, управляемый пьяным водителем. Если он спровоцировал ДТП, пассажиров могут лишить свободы.
7. Принудительное обследование. С середины прошлого века в Германии существует экспертиза пригодности к вождению — набор вопросов, по которым врач-психиатр оценивает психофизическое состояние испытуемого. Изначально экспертиза предназначалась для тех, кто не смог сдать на права с трех попыток, и в народе стала называться «идиотентест». Сегодня основные клиенты — водители, лишенные прав из-за вождения в нетрезвом виде.
Где и какие штрафы?
В России — лишение прав от 1,5 до 2 лет; штраф 30 000 российских рублей. За повтор в течение года — лишение прав на 3 года, штраф до 300 000 российских рублей и лишение свободы до двух лет.
В США — за первый раз (без аварии) штраф 300 долларов и лишение прав на полгода. За второй раз в течение десяти лет штраф может доходить до 5000, в третий — до 10 000 долларов.
В Великобритании самые большие в Европе штрафы — 7200 евро.
В Бельгии штраф самый маленький — 140 евро.
В Германии первый раз стоит 500 евро, второй — 1000, третий — 3000 евро. Злостные нарушители за свой счет проходят экспертизу на пригодность к вождению (в народе — «идиотентест»), стоит она около 500 евро.
В Японии водителю грозит как минимум 8700 долларов штрафа или 5 лет тюрьмы.
В Дании штраф 450 евро или лишение свободы на срок от 14 дней до 10 лет, в зависимости от степени опьянения. На третий раз конфискуют авто.
В Скандинавских странах размер штрафа определяется индивидуально: во внимание берутся финансовые возможности нарушителя, количество иждивенцев, водительский стаж, психологическое состояние и т. д.

Помните, алкоголь и руль – несовместимы! Не разбивайте себе жизнь!

Старший инспектор ОАиП ГАИ УВД Наталия Милюкова


На ту же тему
Госавтоинспекция Брестской области © 2018 ·   Войти Наверх