Кому и кого следует остерегаться на дороге

В первые весенние деньки на дорогах мы все чаще встречаем велосипедистов разных возрастов и велосипеды различных модификаций. Но и водители, и сами велосипедисты за длительный осенне-зимний период призабыли правила взаимного безопасного сосуществования на дороге.

Как бы стремительно ни шел процесс автомобилизации на территории нашей области, но велосипедный транспорт как никогда в тренде. Во многих странах мира велосипед является одним из самых популярных видов городского транспорта. Эта популярность пришла и к нам.

Велосипедист – полноправный участник дорожного движения, у него наравне с водителями есть свои права и обязанности. Велосипед – транспортное средство, за исключением инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека. Водитель – человек, управляющий транспортным средством, т.е. велосипедист – это  водитель. При этом, велосипедист, который ведёт велосипед рядом с собой, приравнивается к пешеходу, полностью изменяя свою роль в дорожном движении.

Начнем с плюсов данного средства передвижения. Во-первых, это полезный вид транспорта. Во-вторых, достаточно малозатратный, который обеспечивает удобный и приятный способ передвижения. И, в-третьих, велосипед – прост и удобен, и сравнительно недорог, доступен практически каждому, что и делает это средство передвижения поистине общенародным. И его популярность постоянно растет.

В последнее время прокатиться на велосипеде с ветерком не брезгует ни стар, ни млад. Однако статистика показывает, что эта категория участников дорожного движения, как и пешеходы, уязвима. Водитель велосипеда ни чем не защищен, и это большая проблема. Количество аварий с участием велосипедистов возрастает с наступлением весенне-летнего периода.

В 2017 году на территории Брестской области зарегистрировано 44 ДТП с участием велотранспорта, в которых 9 человек погибли и 35 получили ранения. Тут же встает вопрос: все ли велосипедисты знают правила передвижения на данном транспорте и, в целом, понятие о Правилах дорожного движения?! Увы, количество дорожно-транспортных происшествий свидетельствует обратное. По вине велосипедистов произошло 28 ДТП, в них 5 человек погибли и 23 получили травмы. Получается, что буквально в каждом втором происшествии виновны сами велосипедисты, и нередки случаи, когда они движутся в состоянии опьянения (11 случаев).

При чем наиболее тревожит категория граждан в возрасте от 39 до 48 и от 59 лет и старше, люди этого возраста по статистике более других участвуют в ДТП.

Так, 28 ноября прошлого года в Столинском районе в результате наезда погиб велосипедист. Трагедия произошла около 17:40 часов.  41-летний житель агрогородка Б.Малешево, управляя автомобилем «Фольксваген Мультивэн», двигался по автодороге Р-88 «Житковичи-Д.Городок-гр. Украины»  и на 49 км дороги в направлении г. Житковичи совершил наезд на 42-летнего жителя д.Семигостичи, который на велосипеде пересекал проезжую часть слева направо по ходу движения автомобиля. От полученных в результате наезда травм мужчина скончался на месте происшествия. На одежде погибшего имелись световозвращающие вставки, однако мужчина нарушил правила безопасности, в результате трагический исход.

Так в чем же причина большинства трагедий на дороге? В первую очередь, это пренебрежение элементарными нормами правил безопасного поведения на дороге, отсутствие взаимовежливости и взаимоуважения между участниками дорожного движения.

Тем не менее, велосипедист обладает абсолютно теми же правами и такими же обязанностями (о чём многие почему-то забывают!!), что и водители автомобилей и мотоциклов.

Многих трагедий можно было бы избежать, если бы велосипед был полностью технически исправен (согласно п.200 ПДД велосипед должен иметь исправные тормозную систему, рулевое управление и звуковой сигнал и т.д.) и оборудован должным образом: зеркалом заднего вида, спереди световозвращателем белого цвета, сзади – световозвращателем (световозвращателями) красного цвета, а с каждой боковой стороны  –световозвращателями оранжевого цвета. П.149 ПДД: при движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде или мопеде должны быть включены: спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет, а сам велосипедист одет в жилет повышенной видимости, имел бы иные средства защиты.

Однако часто нарушение Правил дорожного движения водителями велосипедов начинается уже с вышеуказанных пунктов.

         Давайте еще раз повторим ПДД для велосипедистов (глава 20):

  1. Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края.
  2. Выезд далее 1 метра от края проезжей части возможен лишь для объезда препятствия, при повороте налево либо развороте.
  3. Велосипедист должен ехать по ходу движения транспортных средств. Так же должен поступать пешеход, ведущий рядом с собой велосипед, обозначенный сигнальными фонарями или световозвращателями, в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги в случае движения по обочине или по краю проезжей части дороги.
  4. Пересекать проезжую часть по пешеходному переходу велосипедист должен, ведя велосипед рядом(!).
  5. В нетрезвом состоянии за руль велосипеда садиться нельзя.
  6. Запрещено двигаться по дороге в условиях снегопада и (или) гололедицы.
  7. Нельзя перевозить пассажиров (за исключением перевозки детей в возрасте до 7 лет на дополнительном специально оборудованном сиденье), двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях.
  8. Дети до 14 лет имеют право управлять велосипедом только на пешеходных и жилых зонах, тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках. Не достигшие 14-летнего возраста, могут выезжать на дорогу только в сопровождении взрослого.
  9. Запрещается буксировка велосипеда и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.
  10. Запрещается перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством.

Итак, «водитель велосипеда» должен быть грамотным участником дорожного движения, знать и выполнять правила езды на велосипеде, а также чувствовать свою ответственность на дороге. Кроме того, знание правил дорожного движения позволяет намного более эффективно передвигаться на велосипеде, ведь, кроме ограничений, правила объясняют возможности движения, такие как приоритет или корректное размещение на полосе движения.

Однако не следует забывать о безопасности, основные правила велосипедиста – своевременное обозначение маневров, подача звукового сигнала и разумное уважение к более скоростным и тяжёлым участникам дорожного движения – сохранят жизнь, здоровье велосипедиста и позволят эффективно наслаждаться катанием.

Водители обязаны помнить, что двухколесные транспортные средства являются неустойчивыми, и опасность их появления на проезжей части дороги происходит, как правило, внезапно! Чтобы избежать аварий с участием этой категории участников дорожного движения, водителям необходимо всегда смотреть в зеркала заднего вида (лучше посмотреть дважды), и быть предельно внимательными при проезде перекрестков и пешеходных переходов, особенно нерегулируемых.

Наталия Архипова


На ту же тему
Госавтоинспекция Брестской области © 2018 ·   Войти Наверх