Взаимовежливость на дороге победит любой конфликт!

Мировая статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что в большинстве из них виноват водитель. В нашей республике доля таких происшествий составляет примерно 75 процентов, в некоторых странах она доходит до 90 процентов.

По мнению психологов, управление автомобилем необходимо рассматривать как поведение человека, связанного с риском. Реакция на те или иные особенности дорожно-транспортной обстановки зависит от того, насколько водитель считает эту обстановку опасной. Если обстановка, по его мнению, не опасна, он может увеличить скорость движения или начать выполнение сложного маневра, например, обгона, и таким образом повысить опасность своего положения. В связи с этим большое значение имеет то, насколько, правильно способен человек оценивать опасность дорожного движения, а это в свою очередь зависит от его самочувствия, которое зависит от погоды.

Другая психологическая особенность, в значительной мере определяющая безопасность дорожного движения, связана с соотношением сложности стоящих перед водителем задач и уровнем его внимания при их выполнении. Известно, что чем сложнее задача, тем более внимательным становится человек, выполняя ее. Например, уровень внимания водителя при проезде перекрестка больше, чем при движении по однообразной прямой дороге. Причиной ДТП могут быть как слишком сложные, так и слишком простые условия движения. В первом случае водитель может не справиться с требованиями обстановки из-за того, что они превышают его возможности. Во втором случае слишком простые условия движения ведут к снижению внимательности и сосредоточенности водителя и, как следствие, к повышению вероятности его отвлечения от управления автомобилем.

Статистикой установлено, что молодые водители в возрасте до 20 лет участвуют в ДТП в 2,5 раза чаще, чем водители среднего и пожилого возраста. Объясняется это в основном необоснованной самоуверенностью, переоценкой своих способностей и квалификации, свойственной большинству людей такого возраста. Немалое значение имеет проявление спортивного азарта, сопровождающегося движением на недопустимо высоких скоростях и частыми рискованными обгонами.

Водители пожилого возраста начинают постепенно утрачивать способности к вождению автомобиля вследствие старения организма. Это происходит вследствие снижения остроты и точности зрения, чувствительности слуха, ослабления внимания и ухудшения способности быстро реагировать на изменения в обстановке движения, снижения сопротивляемости к ослеплению и значительного увеличения времени восстановления зрительной способности после него. Как показали отечественные и зарубежные исследования, наиболее надежны и безопасны водители, имеющие возраст 40-50 лет. Они гораздо реже (почти в 6 раз) попадают в аварийные ситуации, чем молодые водители. Некоторое увеличение времени реакции такие водители обычно компенсируют жизненным и водительским опытом, повышенной осторожностью и предусмотрительностью.

Зачастую на дороге встречается и категория недисциплинированных водителей. Недисциплинированность водителей может проявляться в разных формах – в виде прямого нарушения Правил дорожного движения и неправильных действий, создающих угрозу безопасности движения. Всякое нарушение Правил является нарушением транспортной дисциплины, однако следует различать сознательные и несознательные нарушения. Водитель может  сознательно нарушать правила движения, понимая, что может создать аварийную обстановку, но рассчитывает предотвратить ее возникновение своими действиями. Здесь – неосторожность в виде преступной самонадеянности.

Возможна и такая ситуация, когда водитель сознательно нарушает правила движения, понимает, что это может привести к аварийной обстановке, но не предпринимает действий для его предотвращения. Здесь – косвенный агрессивный умысел. И, наконец, возможен прямой умысел к созданию аварийной обстановки, являющейся выражением явных антиобщественных взглядов нарушителя, эгоизма и других низменных побуждений.

Анализ дорожных аварий показывает, что проявление недисциплинированности особенно характерно для водителей в возрасте до 25 лет и с водительским стажем от 2 до 5 лет. С возрастом, независимо от стажа работы, число нарушений Правил дорожного движения снижается. Типичные ошибки у водителей с водительским стажем до одного года (неправильный выбор скорости, нарушение правил маневрирования и т.д.) объясняются в основном недостаточными навыками и способностями в оценке и прогнозирования дорожной обстановки. У водителей со стажем работы от 2 до 5 лет типичные нарушения (превышение установленной скорости, несоблюдение дистанции, отвлечение от управления) являются следствием чрезмерной самоуверенности, переоценки своих возможностей, игнорирования требований Правил дорожного движения.

Многие люди, довольно спокойные и уравновешенные в обычной жизни, полностью теряют эти ценные качества на дороге. Самого незначительного повода достаточно для того, чтобы вызвать у них обиду, гнев, озлобленность. Причем эти опасные состояния большинство не контролируют. Конечно, высокая интенсивность и напряженность дорожного движения повышают общую нервозность, но это не главное. Понять самого себя, мотивы и причины своих поступков, эмоций и желаний очень важно. Тогда вы сможете не только безопасно управлять автомобилем, но и собой. Осознавшему свое отношение к вождению, станут понятны и опасности, которые с ним связаны. Например, вы ощущаете чувство неуверенности и страха, смешанного с удовольствием от быстрой езды – это симптом того, что о безопасности вы забыли, снижайте скорость. Если вы начинаете чувствовать сильное раздражение по отношению к водителю автомобиля, движущегося впереди, – это симптом начала опасного конфликта. Не принуждайте его уйти с занимаемой полосы, а подождите удобного момента для обгона.

Помните, что взаимовежливость на дороге победит любой конфликт!

Ст.инспектор ОАиП ГАИ УВД     Наталия Милюкова


На ту же тему
Госавтоинспекция Брестской области © 2018 ·   Войти Наверх