Вот как работает электронный стояночный тормоз

Принцип работы электронного стояночного тормоза

Вот как работает электронный стояночный тормоз

Быстро уходят те дни, когда все мы при покупке нового или б/у автомобиля могли довольствоваться двумя, максимум тремя типами ручного тормоза. Это могла быть ручка над центральным тоннелем приводимая в действие рукой, небольшая педаль, висящая над площадкой для отдыха левой ноги – это был ножной «ручной тормоз» и гидравлический ручник для любителей дрифта. Он зажимал колодки без участия тросика, с достаточной силой и прекрасной модуляцией (усилие зажатия тонко регулировалось в широком спектре). Наконец, к этому пантеону «ручников» добавились электрические системы или как их правильнее называть – электронные системы стояночного тормоза. Как они работают? Взглянем на это чудо техники и инженерии поближе.

Еще в начале 2000-х годов BMW выпустила революционный по дизайну автомобиль – флагманский седан новой 7-й Серии E65. Престижная четырехдверка была не только красива «лицом», но имела прекрасный внутренний мир. Помимо интерьера, передового по тем временам, модель представила первую электронную систему стояночного тормоза, где функция теперь активировалась маленькой кнопкой. Кнопка стояла слева от рулевого колеса.

Вот как работает электронный стояночный тормоз

С этих пор, там, где раньше большинство автомобилей активировали стояночные тормоза либо рычагом, стоявшим рядом с сиденьем водителя, либо путем нажатия на маленькую фиксирующую педаль, которые были механически соединены металлическими тросиками, ведущими к задним тормозам, была введена новая эра серийных автомобилей, использующих удобство электроники.

Идея мгновенно была подхвачена другими прогрессивными автопроизводителями. Кнопки начали появляться повсюду, но единственно что их объединяло – наличие небольшой аккуратной кнопки, при помощи которой водитель активировал систему. Однако, патентное право привело к необходимости создания разнообразных электронных систем, которые непосредственно приводили колодки ручника в движение. Форм и моделей рабочих версий было произведено множество. Вот наиболее распространенные из них:

Первый тип системы ручного тормоза

Вот как работает электронный стояночный тормоз

Первая из двух наиболее зарекомендовавших себя электронных систем стояночного тормоза (EPB) по-прежнему включала в себя механические кабели, но, вместо того, чтобы тросики приводились в движение механическим усилием, к ним были приделаны небольшие электромоторы, которые брали на себя все хлопоты по натяжению кабелей.

Моторчик контролировался собственным электронным блоком управления или, в отдельных случаях, программа была прописана в центральном блоке управления автомобиля. Когда кнопка EPB была нажата, сигнал посылался к мотору, чтобы тот с определенным усилием зажимал колодки к тормозному диску, чтобы предотвратить скатывание автомобиля в места.

В частности, на модели E65 BMW 7 Series электромотор удобно располагался под полом багажника, что делало его легкодоступным для ремонта. Это был правильный шаг инженеров, поскольку, из-за пластиковых шестеренок, которые имели тенденцию к быстрому износу, эксплуатация ручника приводила в итоге к поломкам.

Этот тип системы, как несложно понять, имел еще одно весомое преимущество – взаимозаменяемость компонентов. Суппорта, тросики и в целом механика ручника полностью соответствует традиционным механическим стояночным тормозным системам. Это делает возможным установку электронного ручника на автомобили с традиционным ручным тормозом.

Второй тип системы электронного ручного тормоза

Второй наиболее распространенный тип системы электронного ручного тормоза (EPB) полностью отходит от кабельной механики. Суппорт-интегрированная система торможения использует 2 небольших электрических мотора, прикрепленных (вмонтированных) к каждому суппорту заднего тормоза. Каждый электродвигатель сводил поршни с колодками суппорта, прижимая их тем самым к плоскости тормозного диска. Анимация показывает, как ходит данный тип поршня:

Очевидных плюсов такой технологии также приличное количество. Во-первых, в прошлое уходит множество подвижных элементов системы. Никаких больше растягивающихся тросиков, никакой необходимости в дополнительной настройке. Во-вторых, компактная технология легче интегрируется с другими электронными системами автомобиля.

В пресс-релизе для E65 7 Series BMW воспел электронный стояночный тормоз как средство удобства и новую функцию безопасности. Электронный стояночный тормоз позволял пользоваться им в любое время, когда автомобиль останавливался (ручник срабатывал в мгновение ока и без лишних телодвижений), что вызывало у водителя меньше беспокойства при остановке на уклоне или в пробке, а при его удержании, он дополнительно выполнял функцию стабилизирующего аварийного тормоза.

Еще одним дополнительным преимуществом является защита транспортного средства “от несанкционированного использования», поскольку тормоза блокируются при выключенном двигателе и отпираются только при возврате электронного ключа. Другие преимущества современных электронных систем стояночного тормоза включают координацию с системами контроля тяги и системами помощи при парковке.

Вот как работает электронный стояночный тормоз

Помимо удобства и безопасности, электронные системы стояночного тормоза также улучшили внутреннюю компоновку для дизайнеров. Не нужно выделять место для педали или рычага стояночного тормоза, а также прокладывать изолированную кабельную связь. Все это добавляет гибкости дизайну интерьера.

Недостатками электронных стояночных тормозов являются потенциал для более сложного и дорогостоящего обслуживания и в некоторых случаях ремонта, и, конечно, потеря возможности дрифтить с ручника.

Но для подавляющего большинства водителей продвижение в плане безопасности и удобстве, стоит потери прямой связи с их стояночным тормозом.
Источник: 1gai.ru


На ту же тему
Госавтоинспекция Брестской области © 2018 ·   Войти Наверх