История Госавтоинспекции Брестской области

Образование и становление службы Госавтоинспекции на территории Брестской области имели свои исторически обусловленные особенности. После освобождения 17 сентября 1939 года Западной Белоруссии частями Красной Армии и последующим соединением ее с Восточной началась активная работа по созданию органов управления и милиции. Однако созданию службы ГАИ помешала Великая Отечественная война. По ее окончании на Брестчине, как и во всей стране, восстанавливалось народное хозяйство, налаживалась деятельность правоохранительных органов.

Первым начальником Госавтоинспекции Брестской области приказом начальника управления НКВД по Брестской области № 170 от 22 мая 1945 года был назначен капитан милиции Нечаев Петр Сергеевич. В 1949 году на этом посту его сменил Шишкин Степан Михайлович.

После объединения Пинской и Барановичской областей с Брестской в 1953 году начальником отдела ГАИ назначается Зубович Андрей Васильевич, который возглавлял службу в течение 8 лет.

Большой вклад в развитие службы Госавтоинспекции внес Гришанович Аркадий Антонович, который с 1961 года в течение 22-х лет возглавлял Госавтоинспекцию области.

Аркадий Антонович Гришанович вспоминает:

После окончания Бобруйского автотранспортного техникума в 1951 году меня направили на работу в ГАИ УМКГБ Брестской области. По приезду в Брест, я доложил о прибытии начальнику ОГАИ А. М. Шишкину, вместе с ним пошли в кадры. Оказалось, что на работу я был зачислен еще месяц назад.

С 1951 по 1953 год рабочий день был с 9 до 17 часов, потом перерыв с 17 до 20 часов и оканчивался в час ночи. Но работникам ГАИ приходилось работать значительно больше.

Поскольку на ГАИ были возложены такие обязанности, как надзор за техническим состоянием автотранспорта, контроль за исправностью спидометров, шин, расходованием бензина и масла, приходилось идти в хозяйства к началу их работы, т. е. к 7-8 часам утра.

Для осуществления надзора на линии инспектора дорожного надзора работали с 8 часов утра до часа ночи с трехчасовым перерывом на обед. На вооружении они имели монометры для контроля за давлением воздуха в шинах и транспорт - два-три мотоцикла. В основном работа велась ими на попутных автомашинах или пешком.

Точно не помню, с 1949 или 1950 года Госавтоинспекция была разделена на две службы. Первая служба осуществляла надзор за техническим состоянием автотранспорта (тогда она называлась квалификационной комиссией), принимала экзамены на право вождения мотоцикла и на право управления автомобилем первого, второго и третьего классов. Экзамены принимали два сотрудника Госавтоинспекции.

Дорожный надзор подчинялся отделу службы. Эти службы часто спорили при оформлении дорожных происшествий. Размолвки возникали из-за того, что дорожный надзор отвечал за дорожно-транспортные происшествия, совершенные по причине нарушений Правил дорожного движения, а за ДТП, совершенные в результате технических неисправностей, отвечала Госавтоинспекция.

От такого разъединения пользы не было. И в 1952 году ГАИ и дорожный надзор были объединены в отдел ГАИ, который существует и по настоящее время. Начальником ГАИ в то время был Зубович Андрей Васильевич. Много труда он вложил в строительство постов. Радиостанций тогда не было. Была лишь проводная связь, и та работала плохо. А надо было зафиксировать каждую машину и передать на другой пост до Минска. И если где-то терялась иностранная машина между постами, то немедленно (независимо, будь это ночь или день) выезжали и искали до тех пор, пока не устанавливали ее местонахождение.

С 1959 по 1961 год я был заместителем Зубовича А. В., приходилось контролировать не только передвижение иномарок, но и несение службы на постах, учить сложностям нашей профессии молодое поколение.

В 1961 году я был назначен начальником ОГАИ. Много времени отнимали вопросы сопровождения правительственных делегаций на высшем уровне, как нашей страны, так и зарубежных государств.

До прибытия таких делегаций меня официально вызывали в обком КПБ с поручением осмотреть задействованные автомобили и дать гарантийные расписки о том, что автомобили технически исправны.

Конечно, сейчас Госавтоинспекция оснащена автомобилями намного лучше, чем 10-12 лет назад. Первую, здорово поношенную автомашину "Москвич-400" ГАИ получила в 1955 году. В 1960 году получили старенькую "Победу", а в 1962 году, уже через ОК КПБ, получили из МВД БССР капитально отремонтированную "Волгу М-24". В это же время посты ГАИ получили мотоциклы "К-750", но они использовались только на постоянных постах. 22 года я находился в должности начальника ГАИ и пришел к твердому убеждению: для того, чтобы учить подчиненных, необходимо, в первую очередь, самому много учиться, постоянно пополнять свои знания, как с технической, так и с юридической стороны, и только потом эти знания передавать подчиненным.

Исходя из вышеизложенных соображений, в 1962 году я поступил на учебу в высшую школу МВД СССР, дважды был на курсах по переподготовке начальствующего состава в Саратовской школе ГАИ. Много полезного приобрел во время переподготовки в Академии МВД СССР, ежедневно самосовершенствовался как в области специальных знаний, так и в области общей литературы.

Считаю, что начальник всегда должен быть примером для своих подчиненных, организатором проведения необходимых мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Об этом я помнил всегда

Далее службу возглавляли:
- 1983 - 1992 г.г. - полковник милиции Павловский В.Е.;
- 1992 - 1994 г.г. - полковник милиции Карчевский В.И.;
- 1994 - 1996 г.г. - подполковник милиции Быр С.Ф.;
- 1996 - 2002 г.г. - полковник милиции Надеин В.М.;
- 2003 - 2005 г.г. - полковник милиции Родиюк Н.Н.;
- 2005 - 2008 г.г. - полковник милиции Левонюк И.Т.;
- 2008 - 2011 г.г. - полковник милиции Мехед А.И.
- с 2012 г. - полковник милиции Сумар А.К.

Согласно, решения Брестского областного Совета народных депутатов от 22.11.1976 года № 750 при отделе внутренних дел был создан специализированный монтажно-эксплуатационный участок. С 1977 года по 2003 год этой структурой руководил Панько Степан Иосифович, под руководством которого в 1981 году служба была реорганизована в СМЭУ. Действовало оно в Бресте, Барановичах, Пинске, Кобрине, Лунинце, Березе, Ивацевичах и Пружанах. В настоящее время руководителем СМЭУ является Алпатов А.П.

В 1972 году в г. Бресте было создано строевое подразделение под названием отдельный дивизион дорожного надзора. В течение 30 лет служба реорганизовывалась в отдельную роту дорожно-патрульной службы, отдельный дивизион ДПС. В настоящее время строевым подразделением, батальоном ДПС ГАИ УВД Брестского облисполкома, руководит командир батальона подполковник милиции Олещеня В.В.

Сегодня у Госавтоинспекции Брестской области есть все необходимое для поддержания надлежащего порядка на дорогах - руководители звеньев любого уровня имеют высшее юридическое или техническое образование. Инспекторский состав укомплектован офицерами с высшим и средним специальным образованием. Значительно возросла техническая оснащенность службы. В каждом отделении имеется спецтехника для работы на месте дорожно-транспортных происшествий, приборы для контроля выхлопных газов и дымомеры, приборы измерения скорости движения, светопропускания стекол автомобиля и т.д. Оперативная информация обрабатывается на персональных компьютерах, создается централизованная база данных для учета и анализа любой информации службы Госавтоинспекции.