С 1995 года заместитель начальника Ленинского РОВД Бреста подполковник милиции Николай Самосюк шаг за шагом восстанавливает историю боевых действий 49-й Краснознаменной стрелковой дивизии, в которой служил его дед — уроженец Костромской области Владимир Александрович Беляев, который был помощником командира взвода
— 31 артиллерийский полк, где служил мой дед, входил в состав 49-й стрелковой дивизии, штаб которой располагался в городе Высокое, — говорит офицер. — Начиная свое исследование, столкнулся фактически с полным отсутствием какой-либо информации. Чтобы восстановить деятельность соединения в начале войны, посетил места боевых действий и прошел от Высокого до Германии.
Николая Самосюка поразило отсутствия мест массовых захоронений в Каменецком районе, а ведь только 22 июня 1941 года здесь погибли пять тысяч бойцов.
— В небытие ушли все документы, — рассказывает Н. Самосюк. – Нет никакой информации, что случилось с трупами. Из-за стоявшей жары они быстро разлагались. Запах был невыносимый. Я расспрашивал самого возрастного жителя деревни Огородники, которому сейчас уже 96 лет, однако он уже не в состоянии рассказать о тех событиях
Научные сотрудники музея обороны Брестской крепости подтверждают, что о 49-й дивизии осталось мало архивных документов, так как выжило мало бойцов. Известно, что солдаты прошли по Гродненщине через Зельва. Добрались до Минска, когда тот уже заняли немцы. После обороняли Могилев. Остатки подразделения отступили на Гомель.
— Из первоначальной численности в 12 тысяч человек в город над Сожем дошли лишь 800, — рассказывает Н. Самосюк. — Из них лишь 200 рядовых и сержантов, в их числе которых и мой дед, который в этих боях был ранен и контужен.
По информации музея крепости: уже в начале войны 49-я стрелковая дивизия фактически перестала существовать, в живых остались единицы. Николай Самосюк выяснил: уцелевшие вели бои самостоятельно. Они организовались в группы, к которым присоединялись пограничники и другие отступающие. На жизнь командира дивизии дважды покушались. Вышедший из леса «красноармеец» представился отставшим от своих. Когда его посадили в автомобиль, он попытался выстрелить из пистолета руководителю в затылок. К счастью, сидящий рядом лейтенант успел помешать предателю.
9 мая 2000 года Николай Георгиевич, охраняя общественный порядок в парке культуры и отдыха, проходил мимо военной фотовыставки. Взгляд сам остановился на одном из снимков.
— Я узнал деда! – говорит офицер. – Помню, что эту карточку из 1940-х бережно хранила моя бабушка, а потом фото вдруг пропало. В музее узнал, что она передала его в музей. Мне тут же сделали копию.
Настоятель Храма‐памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, Федор Повный при поддержке Русской православной церкви и Министерства обороны Беларуси проводят масштабную патриотическую акцию. В крипте хранятся капсулы с землей из уголков Беларуси, связанных с историей Великой Отечественной войны. Капсула с землей из крепости-героя там уже есть. Уверен, что павшие бойцы 49-й дивизии достойны, чтобы капсула с землей с места ее дислокации так же присутствовала в крипте. Приложу для этого максимум усилий. Настоятель дал предварительное согласие, но необходимо собрать, как можно больше документов и материалов. Кстати, у меня есть замечательный и надежный помощник: мой сын, инспектор ИДН Брестского РОВД лейтенант милиции Никита Самосюк.
Старший инспектор ОИОС УВД Александра ЗАХАРОВА.
Фото из личного архива Николая САМОСЮКА.