Поведение человека можно разделить на созидающее и разрушающее. Зачастую некоторые люди, не имеющие иных способов самовыражения, прибегают к вандализму. Это понятие имеет отрицательное значение в социуме и являет собой одну из форм девиантного поведения. Проблема данного явления заключается в бессмысленности действий, направленных на осквернение зданий и сооружений, порчу имущества в общественных местах. Вандализм может выражаться в нанесении различных надписей, нередко нецензурного характера, на фасадах зданий, заборах и иных сооружениях.
Исторически данное понятие берет свое начало от ��осточно-германского племени вандалов, которые вторглись в Рим летом 455 году и вывезли ценности и некоторых пленных. Хоть их поведение было связано с грабежом, нежели с разрушением города, все же им приписывались качества диких, беспощадных, некультурных «варваров».
Многочисленные исследования и статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершаются молодыми людьми, не достигшими 25 лет. По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Несовершеннолетние вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллектуального развития, как и их сверстники, однако успеваемость в школе гораздо ниже.
Подростковый вандализм можно охарактеризовать следующими причинами:
— неблагоприятные взаимоотношения с родителями;
— отчуждение от семьи;
— недоразвитость позитивных интересов и наклонностей;
— стремление к самовыражению;
— влияние компании друзей на выработку негативных моделей поведения;
— нарушение адаптации и процесса социализации.
В общественном сознании вандализм обычно предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление его мотивов стало одной из главных задач социально-психологических исследований.
Выделяются следующие мотивы вандализма:
— Скука. Причина – желание развлечься; мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью;
— Исследование. Целью разрушения является любопытство, желание понять, как работает система;
— Эстетическое переживание. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождающиеся звуками, которые кажутся приятными;
— Экзистенциональное исследование. Вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечение внимания к себе (Яркий пример Герострата, который сжег храм только ради славы).
Акты вандализма представляют серьезную угрозу обществу, за что предусматривается уголовная и административная ответственность.
#ПРОФИЛАКТИКА
Уголовная ответственность наступает за:
— умышленные уничтожение либо повреждение имущества, когда сумма причинённого ущерба более 40 базовых величин (наказание в виде общественных работ, или штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста на срок до трех месяцев, или ограничения свободы на срок до двух лет);
— хулиганство (наказание в виде общественных работ, или штрафа, или исправительных работ на срок до двух лет, или ареста на срок до шести месяцев, или лишения свободы на срок до трех лет);
— осквернение сооружений и порча имущества (наказание в виде общественных работ, или штрафа, или ареста на срок до трех месяцев).
Административная ответственность предусмотрена за:
— умышленное уничтожение либо повреждение имущества, когда сумма причинённого ущерба менее 40 базовых величин (штраф в размере до пятидесяти базовых величин);
— мелкое хулиганство (штраф в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест).
С начала 2020 года сотрудниками Барановичского ГОВД зарегистрировано 8 обращений граждан по фактам вандализма, по 6 — возбуждены уголовные дела.Определяя, как бороться с вандализмом, в первую очередь требуется понять его причину. Любого вандала, будь то подросток или взрослый, необходимо учить, что не следует выражать протест через разрушение и тем самым переступать Закон.
Старший инспектор ГИиОС Барановичского ГОВД Анастасия Гурская,
фото: Интернет