На сегодняшний день порядок использования воздушного пространства Республики Беларусь в интересах граждан и экономики, обороны и безопасности государства регламентирован «Правилами использования воздушного пространства Республики Беларусь» (далее — Правила) утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1471.
Правилами установлено определение: беспилотный летательный аппарат – воздушное судно без экипажа на борту (к ним также относятся дроны, квадрокоптеры и т.д.).
Для беспилотных летательных аппаратов предусмотрен особый порядок выполнения полетов, влекущий за собой разрешительный принцип использования воздушного пространства Республики Беларусь посредством подачи заявки в соответствующие органы Единой системы организации воздушного движения Республики Беларусь (Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерство обороны Республики Беларусь) на использование такого пространства.
В силу положений Правил, полеты беспилотных летательных аппаратов осуществляются в зоне ограничений, т.е. в воздушном пространстве установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями. Данные ограничения установлены в целях исключения беспорядочного и неконтролируемого движения беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве, в том числе недопущения угрозы для обеспечения безопасности полетов воздушного транспорта авиационной безопасности.
Несанкционированное использование воздушного пространства владельцами и пользователями беспилотных летательных аппаратов, в том числе в пределах запрещенных зон, может повлиять как на ухудшение безопасности полетов и авиационной безопасности, так и создавать угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, юридических лиц.
Полет без разрешения на использование воздушного пространства оператором беспилотных летательных аппаратов является нарушением требований п.95 Правил и классифицируется как административное правонарушение.
Воздушный транспорт, ввиду специфической деятельности, сам по себе является источником потенциальной опасности, а если в его деятельность вмешаться незаконными, агрессивными действиями, то потенциальная опасность становится реальной с тяжелейшими последствиями.
К опасным посягательствам на безопасность следует отнести воздействия лазерных излучателей, или так называемых указок, на лиц, управляющих различными транспортными средствами, будь то самолет, поезд или автомобиль.
Опасность ослепления состоит в том, что пилот самолета теряет на несколько секунд пространственное ориентирование, что негативно влияет на безопасность полета. При этом опасность, которой подвергаются пассажиры, находясь в самолете и лица им управляющие, выше по сравнению с опасностью, которой подверглись бы граждане в результате хулиганских действий, совершенных в других общественных местах.
Ответственность за совершение лазерных атак в отношении воздушных судов в зарубежных странах предусматривает как штраф, так и наказание, связанное с лишением свободы, а в ряде стран практикуется запрет свободной продажи лазерных устройств.
Помните! Никогда не направляйте лазерный луч на самолет, поезд, автомобиль или на граждан, так как это может повлечь ослепление или ожоги. Ослепление экипажей самолетов при помощи лазерного излучения и вызванные этим действием негативные последствия влекут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Если вы стали свидетелем или очевидцем данного противоправного поведения, незамедлительно сообщите об этом в ближайший отдел милиции.
Начальник милиции общественной безопасности Ленинского РОВД Бреста
Николай Вечорко