Что на самом деле важно и безопасно. Все, что нужно знать о детских креслах 28 Ноябрь 2016 УГАИ УВД Брестского облисполкома Авторские статьи, Новости Предыдущая статья: «5» В Воложинском районе лобовое ДТП — двое погибших, один пострадавший Следующая статья: Кратковременный снег ожидается 29 ноября на большей части территории Беларуси Отрадно, что Беларусь присоединилась к числу стран, где при перевозке детей необходимо использовать специальные удерживающие устройства. Но для безопасности мало просто купить и как-то поставить кресло или бустер. Многое зависит от его конструкции, но еще больше — от правильности выбора и использования. В этом мы убедились, посетив технический тренинг, целиком и полностью посвященный теме детских удерживающих устройств. «Стань экспертом по безопасности своего ребенка в автомобиле» — годовой проект, реализуемый общественной организацией «Белорусский клуб автомототуризма». Можно гордиться тем, что благодаря активности БКА именно Беларусь стала той единственной страной в Европе, которую Международная автомобильная федерация FIA удостоила чести вести данный проект. Одним из мероприятий в рамках программы стала встреча представителей региональных автомобильных клубов Польши, Молдовы, Азербайджана, Латвии, Литвы, Эстонии и России, прошедшая в Минске на этой неделе. БКА представила результаты, достигнутые на данном этапе реализации проекта, гости выступили со своими презентациями. Ну а гвоздем программы стал технический тренинг представителя швейцарского клуба TCS Антона Келлера, который сосредоточился на аспектах использования детских удерживающих устройств. Ребенок — это не просто маленький человек! Свой технический тренинг Антон начал с демонстрации видеоролика, наглядно показывающего, почему важно пристегиваться. На скорости 50 км/ч автомобиль врезается «в стену» — и манекен улетает вперед, получая «серьезные увечья» о детали интерьера. «Если человек не пристегивается, говорить о безопасности не приходится», — комментирует видео спикер. Это старая истина, с которой сегодня уже мало кто спорит. Но вот проблема, о которой часто не задумываются: ребенок — это вовсе не «маленький человек»! Например, если у взрослого на голову приходится всего 1/14 всей массы тела, то у малыша это 1/3! И в целом он еще не готов переносить серьезные нагрузки на шейный отдел позвоночника. Именно поэтому детей в возрасте до полутора лет следует перевозить в кресле, установленном против хода движения. Более того, эксперты говорят о том, что такой способ посадки следует использовать так долго, как это возможно. Рекомендация: до достижения массы 13 кг или того момента, когда голова начнет выступать за габариты спинки кресла. Проблема в том, что кресла первой возрастной группы 0+ рассчитаны на детей массой до 13 кг, а следующей — от 9 кг. И в итоге многие родители переходят на следующий уровень слишком рано. К слову, новый стандарт ЕСЕ R129/i-Size, который появился в 2014 году, подразумевает перевозку детей лицом против движения в возрасте до 15 месяцев с использованием универсального крепления ISOFIX. Предыдущий стандарт ECE 44/04, действовавший с 2005 года, предполагает обязательное использование кресла против хода лишь для младенцев в возрасте до 9 месяцев. Кости таза маленьких детей не способны выдерживать большие нагрузки от поясного ремня, поэтому используются вертикальные ремни. Это касается, например, кресел первой группы, рассчитанных на детей в возрасте от полутора до четырех лет и весом 9-18 кг. Ну а что касается более взрослых детей до 12 лет, весом до 36 кг и ростом до 150 cм, то для них предназначены удерживающие устройства второй-третьей групп. Причем бустерам эксперты предпочитают полноценные кресла со спинкой с «ушами» — они уберегут ребенка от травм при боковых ударах. Дети растут быстро, и к 12 годам ребенок вполне может перерасти родителей. Когда стоит отказаться от кресла или бустера? Здесь принципиальное значение имеет не вес, а рост: автопроизводители проектируют и испытывают автомобили с расчетом на то, что рост взрослого человека превышает 150 см. Соответственно и средства пассивной безопасности (ремни и надувные подушки) рассчитаны на рост 150-200 см. Нам вновь демонстрируют ролик с боковым ударом, на котором видно, как маленький манекен просто заныривает под раскрывшуюся шторку безопасности — она для него расположена слишком высоко! Главное — правильно! Показательно: если в 1980 году (при общем числе автомобилей 2,25 млн единиц) в Швейцарии в ДТП погибло 19 детей и 695 было ранено, то в 2014-м (при автопарке, возросшем до 4,4 млн единиц) было зарегистрировано лишь двое погибших и 298 раненых. Столь впечатляющие результаты достигнуты за счет прогресса в вопросах безопасности перевозки детей. Если раньше в Швейцарии удерживающие средства были обязательны к применению при перевозке детей в возрасте до 7 лет и ростом менее 110-120 см, то с 2010 года это требование распространяется уже на детей в возрасте до 12 лет или ростом до 150 см. В Австрии это правило действует с 1994 года, в ФРГ — с 1993-го. В настоящий момент в Швейцарии можно применять удерживающие устройства либо ранних стандартов ЕСЕ R44.03 (введен в 1995 г.) и ЕСЕ R44.04 (действует с 2005 г.), либо ЕСЕ R129. Однако в ряде европейских (и не только) стран действуют и более старые стандарты, что означает потенциально меньший уровень обеспечиваемой безопасности. Впрочем, как резонно замечает спикер, для безопасности важно не столько само удерживающее устройство, как то, насколько правильно оно применяется. Даже по европейской статистике, которую приводит Антон, 7% детей перевозится без применения специальных удерживающих устройств. Но еще хуже, что около 50% кресел используется неправильно! «Вы только представьте: родители понимают важность использования таких устройств, даже потратили немалые деньги, чтобы купить самые лучшие. Но все это идет насмарку, потому что кресло закреплено неправильно или же ремни плохо затянуты», — говорит эксперт. Например, зимой родители не снимают с ребенка верхнюю одежду и затягивают ремни поверх нее. При этом объемный пуховик обеспечивает большой «люфт» между ремнем и телом — из-за этого в случае столкновения ребенок может достать до переднего кресла или приборной панели! Кроме того, получив «разгон», ребенок может получить травмы от самого ремня. Поэтому лямки следует пропускать под верхнюю одежду и плотно затягивать: между ремнем и телом должно проходить не более двух пальцев. Еще одна проблема касается правильности установки кресел. Инструкция по их креплению есть всегда: подробная — в брошюре, схематичная — на самом кресле. Но кто у нас смотрит эти картинки?! А ведь если сделали «чуть-чуть не так», это уже чревато серьезными травмами ребенка в случае столкновения! Есть нюансы Мы выходим на улицу для наглядной демонстрации. Антон берет в руки «трехзвездное» кресло, показывает, где можно найти необходимую информацию, в частности инструкцию по установке. Данная модель предназначена для детей разного возраста. Для начала — самая простая установка для детей постарше, когда ремень фиксирует и кресло, и ребенка в нем. Ошибиться при установке сложно, но все равно есть нюанс: как прокладывать лямку — над подлокотником или под ним? Тони показывает неправильный и правильный варианты. Казалось бы, мелочь, но именно она может сыграть решающую роль в сохранении здоровья при ДТП! Но это же кресло можно применять и при перевозке детей младшего возраста. В этом случае штатный ремень автомобиля применяется только для закрепления кресла, а ребенок пристегивается отдельными вертикальными ремнями, которые прилагаются к креслу. Установив кресло, Антон проверяет, насколько жестко оно закреплено. Свободный ход слишком большой — сильно елозить устройство не должно, поэтому нужно подтянуть ремень. Усаживаясь на переднее пассажирское сиденье, Антон отодвигает его максимально назад. С точки зрения безопасности это не самое лучшее положение: ремень не натягивается сзади, так как его верхняя точка оказывается на этом же уровне, а то и немного спереди. Если такая же картина будет наблюдаться и при установке кресла, сиденье лучше чуть пододвинуть. Подушка безопасности выстреливает со скоростью 250 км/ч, поэтому она обязательно отключается в случае, если на переднее сиденье устанавливается кресло против хода движения. А если кресло устанавливается по ходу? Как утверждает Антон, проводимые тесты указывают на то, что подушка в этом случае не помешает: если кресло установлено и закреплено правильно, а ребенок плотно пристегнут, вреда от подушки не будет, она только улучшит безопасность. Однако разные производители дают противоположные рекомендации при установке детских кресел по ходу движения: одни требуют подушку отключать, другие допускают ее срабатывание. Поэтому самый верный совет в данном случае — действовать в соответствии с предписаниями руководства по эксплуатации конкретного автомобиля. TCS проводит тесты детских удерживающих устройств с 1968 года. С этого момента проверку прошло более 500 кресел. Несмотря на то что тесты требуют много временных и финансовых затрат (в среднем это 9 месяцев и порядка 690.000$ за один комплекс испытаний), каждый год проверяется около 40 новых устройств. Эксперты оценивают не только безопасность, но и эргономику, проводят тесты на загрязнение, проверяют, насколько понятны инструкции производителя и насколько проста установка — последнее, как мы поняли, имеет принципиальное значение! По итогам своей работы они выставляют оценки от одной до пяти звезд. Подобный подход используется при тестировании кресел и другими организациями. Так что, если хотите не просто избежать штрафа, а действительно обезопасить ваших детей, покупайте кресла, прошедшие один из тестов и заработавшие хотя бы три звезды! Наши реалии В Беларуси обязательное использование детских удерживающих устройств закреплено законодательно, но все остальное — нюансы. Насколько качественны находящиеся в продаже кресла и бустеры, сколько звезд они заслужили при тестировании независимыми организациями и подвергались ли вообще этим проверкам? Прогрессивные родители могут самостоятельно зайти на сайты иностранных автоклубов и найти рейтинг, остальным же остается ориентироваться на стоимость и названия раскрученных брендов. Но оказывается, что и это еще не все! «Проблема номер один — как правильно использовать детские кресла. К сожалению, этой информацией не в полной мере обладают даже те, кто связан с вопросом дорожной безопасности. Далеко не все знают, как правильно выбрать кресло в зависимости от возраста и роста ребенка, как правильно закрепить это устройство. И сегодня наш швейцарский коллега подтвердил, что эта проблема актуальна не только для Беларуси. Мы проводили тренинг для ГАИ, плотно работаем с теми, кто продает эти кресла, пытаемся предлагать памятки по правильному использованию кресел», — резюмирует итоги дня президент Белорусского клуба автомототуризма Рафаэль Мусаев. Это уже вопрос привития соответствующей культуры потребления, которая в данном случае плотно завязана на вопросах безопасности. Точно так же, как культура вождения или уровень подготовки рядовых водителей. Одним из пунктов программы насыщенного дня стал образовательный тренинг от Школы контраварийного вождения на полигоне в Липках, где участникам конференции предстояло попробовать свои силы на уже знакомом нам тренажере — вечно стремящемся в занос автомобиле с вывешенной задней осью. Так вот, лучше всего с данным «аппаратом» справился гость из Финляндии — обычный человек без спортивного опыта, но прошедший основательную «финскую школу». В этой скандинавской стране контраварийная подготовка — стандарт, у нас — «факультатив» для тех, кто сам очень захочет. Стандартом обязательное применение детских кресел в РБ уже стало — точно так же, как обязательное обучение в обычной автошколе. Когда же стандартом станет использование детских удерживающих устройств не потому, что надо, а по уму? Иван КРИШКЕВИЧ Фото автора Видео автора и TCS Источник информации: ABW.BY Предыдущая статья: «5» В Воложинском районе лобовое ДТП — двое погибших, один пострадавший Следующая статья: Кратковременный снег ожидается 29 ноября на большей части территории Беларуси На ту же тему Крупное ДТП в Египте: 22 погибших Советы водителям и пешеходам в зимний период Работа над Ольшанами. Некоторые штрихи к портрету огуречной столицы