Семейное неблагополучие: страдают дети
Остросоциальные ток-шоу, «мыльные» киноленты и подобного рода другой контент, которым сегодня наполнено телевидение, вызывают естественное недоразумение у многих людей. Откуда такие невероятные сюжеты, «сказочные» истории, не похожие на истинные жизненные судьбы? К сожалению, многое из этого – реалии современной жизни… Рейды по семьям, которые находятся в социально опасном положения – один из обязательств служб, в чьей компетенции находиться охрана детства. Исследовать условия проживания подопечных в очередной раз отправились начальник инспекции по делам несовершеннолетних Виктор Климашевич, заместитель председателя райисполкома Руслан Супринович, заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома Ирина Гришкевич, главный специалист сектора по вопросам социального обеспечения прав несовершеннолетних отдела по образованию Пружанского райисполкома Татьяна Прокопчик. На этот раз вместе с рейдовой группой по семьям отправилась и корреспондент газеты «Районные будни».
Социальная неустроенность – это наследственное?
Основной причиной постановки на учет по-прежнему остается пьянство. В алкогольном дурмане родители не задумываются про детей: как живут, чем питаются, что одевают…
Пагубная привычка чуть не подвела Елену и Николая «под монастырь». Двое детей Елены от первого брака уже выросли и живут самостоятельно. А вот семеро несовершеннолетних мальчиков и девочек, старшей из которых 15 лет, а младшему – годик, могли оказаться в чужих семьях, если бы родители своевременно не одумались.
Со списка «неблагонадежная» семья смогла выбраться пару лет назад. Они, можно сказать, начали новую жизнь: переехали из деревни в город, обустроили квартиру, полученную от государства. Сегодня многодетная мама не боится непрошеных гостей из комиссии по делам несовершеннолетних и даже стесняется некоторых страничек своей биографии.
Чего не скажешь про семью из соседней многоэтажки, взятую под контроль несколько лет назад. Хозяйка квартиры агрессивно реагирует на замечания по поводу беспорядка в квартире, накуренности в помещениях, доступности для детей опасных строительных принадлежностей… Такие к социальным «бонусам» привыкают быстро.
У родителей, которые нередко отказываются выполнять элементарные обязанности (например, заплатить за коммунальные услуги), дети, как правило, вырастают с такими же взглядами на жизнь.
Не в каждой сказке хороший конец
Хорошо, когда пережитое, увиденное становится для тех, кто вырос в социально опасной семье, стоп-сигналом. А еще лучше, когда родители одумываются. В одном из агрогородков района, в котором мы побывали во время рейда, почти в каждом многоквартирном доме можно найти по бывшей неблагонадежной семье. Благо, большинство из них уже сняло с себя этот статус. Но… не вернуло доверие.
У Валерия эйфория от приятных событий: создания семьи, рождения детей – затянулась на годы. И сопровождалась совместными застольями с женой. В итоге и сами не заметили, как скатились в бездну, а дети оказались в социальном приюте. Вот только у женщины материнский инстинкт не сработал: судьба сыновей и по сегодняшний день ее не интересует. А у Валерия сердце защемило за своих детей: одумался, взял себя в руки, бросил пить, смог вернуть детей. Теперь воспитывает их один.
В том же агрогородке навестили одну семью: здесь своевременно одумалась мама – в настоящее время живет не для того, чтобы выпить, а чтобы дать все необходимое сыну.
Еще в одной семье все закончилось не так счастливо. Под свою опеку детей дочки взяли бабушка с дедушкой.
Внешность бывает обманчивой
Во время посещения следующей семьи убеждаюсь, как внешность может обмануть.
– Здравствуйте, где хозяйка?
– На работе, – сообщает ее сожитель и вежливо приглашает в жилье. – Не обращайте внимание на беспорядок в этой комнате – упорядочиваем его для детей: подготовили стены под поклейку обоев, завтра новенькую мебель должны привезти, компьютер. Сделаем все, чтобы их вернули.
Глядя на молодого человека, не скрываю удивления:
– Ну, а в этой семье, что не так?
– Все то же – любовь к алкоголю. Вы не смотрите на внешность: молодой человек, несмотря на свой возраст, уже находился в лечебно-трудовом профилактории.
Отобрать нельзя оставить
Где поставить запятую, зависит от каждой конкретной ситуации. Например, 21-летняя жительница района и ее муж лишены прав в отношении четырех детей. Но наибольшее впечатление в тот вечер оставило увиденное в одной семье из Новых Засимовичей.
Отец не пропускает возможности опрокинуть рюмку-другую. А вот мама не выпивает, работает. Казалось бы, семей, где мужчины любят выпить, хватает, так почему такое повышенное внимание именно к этой? В каждом углу горы грязных вещей, тарелки и банки на полке одежного шкафа.
Как эта семья готовит продукты питания на кухне не понятно: заплесневелые кастрюли, грязью покрытая мультиварка и плита. В горах тряпок, которые разбросаны по всем детским кроватям, дети играют в прятки.
Все четверо маленьких детей вскоре расстались с родителями. На какое время, зависит только от взрослых, которые должны заботиться о своих детях и справляться с родительскими буднями.
Не все так плохо
В поле зрения комиссии не только семьи, которы находятся в социально опасном положении, в которых дети оказались в приюте. Приходится работать и с замещающими, приемными семьями, с теми, кто оформил опеку над несовершеннолетними. Также держим на контроле тех, кто в свое время находился в социально опасном положении.
К слову, среди критериев, согласно которым можно попасть в список «ненадежных» семей, не только аморальный образ жизни. Это еще и ненадлежащий надзор за поведением ребенка, в результате чего он преступает закон, жестокие наказания, которые несут угрозу здоровью и жизнедеятельности, игнорирование предписаний медиков, препятствование получению базового образования.
Например, в детском доме семейного типа в Пружанах, где детей любят как родных. И в Колядичах, где живет женщина, которая заботится о своих взрослых детях и внуках, а также о чужих детях, которые имеют проблемы со здоровьем.
Важно, чтобы взрослые не были безразличные к чужой беде: имели чувство сострадания, а еще лучше – желание помочь. Особенно в таких случаях, когда семейный недобробыт на глазах. Когда семья будет под пристальным контролем не только служб, которые занимаются профилактикой семейных проблем, но и соседей, коллег, знакомых, тогда и сломанных детских судеб будет меньше.
Марина Вакульская, газета «Районные будни»