Накануне Дня образования Госавтоинспекции ветераны службы вспомнили о былых буднях, поделились накопленным за долгие годы опытом и дали напутствие молодым сотрудникам.
Преемственность поколений – это не просто красивое выражение, это одно из определяющих в милицейской службе. Так уж повелось: ветераны органов внутренних дел всегда интересуются судьбой подразделений, где служили, приходят на помощь действующим сотрудникам, а те, в свою очередь, всегда с интересом слушают истории прошлых лет и прислушиваются к мнению ветеранов в той или иной ситуации. Аксакалы всегда придут на помощь, подскажут и поддержат.
«Прежде чем войти, подумай, как выйдешь».
Один из таких ветеранов Госавтоинспекции – капитан милиции в отставке Иван Мацукевич. Прослуживший в милиции 21 год, а после ухода в запас мужчина еще 23 года проработал в СПК «Агрофирма Малеч» на различных должностях.
Иван Кириллович родился 16 октября 1945 года в деревне Мотоль Ивановского района в семье служащего. Его отец работал в отделе народного образования, в одно время занимался выявлением беспризорных детей и размещением их в детский дом. Довелось ему возглавлять школу, затем колхоз. По стопам главы семьи пошли его дети: дочь и два сына. Юный Иван решил, как и отец, стать филологом и в 1963 году поступил в Брестский педагогический институт имени А.С. Пушкина. На втором курсе, в ноябре 1964 года, молодого человека призвали в армию. Служил на кораблях Балтийского флота, получил специальность радиотелеграфиста. Три года и восемь месяцев поменяли мировоззрение, закалили характер и придали уверенности в собственных силах, а еще раскрыли талант юноши: умение владеть словом. За время службы родилось немало хороших стихотворений.
После демобилизации восстановился в институте, в 1971 году окончил его. По распределению уехал преподавать в восьмилетнюю школу деревни Ратайчицы Каменецкого района. Там молодого, активного и целеустремленного педагога заметили, и по направлению трудового коллектива он пришел на службу в правоохранительные органы на должность госавтоинспектора по агитации и пропаганде ГАИ УВД, пройдя специальную подготовку в школе милиции в Новочеркасске Ростовской области.
«Несмотря на то, что наставничал недолго, я благодарен судьбе, что выбрал педагогику. Уверен, что работа сотрудников милиции в определенной степени сравнима с работой учителя. Мы общаемся с людьми, которые оступились на своем пути. И вот к ним нужно найти подход, подобрать верные слова и достучаться до их сердец. Убедить, что их поступки были неправомерные: шли в разрез не только с нормативными актами, но и с человеческой моралью», – рассуждает Иван Кириллович.
Спектр задач у госавтоинспектора был широк: конечно, огромная работа проводилась с людьми, его знали в каждом автохозяйстве и многих других организациях области. Огромное внимание, как и сейчас, уделялось работе с детьми. Также он наладил тесный контакт с областной газетой «Заря». Сделать это было несложно: там работал его сослуживец, чуть позже дружба зародилась с областным телевидением. В своих выступлениях анализировал причины ДТП, освещал правовые вопросы. С его участием в газете ежемесячно выходила целая полоса под названием «Дорога. Автомобиль. Пешеход», а для телевидения Иван Мацукевич собственноручно писал сценарии, готовил тематические детские передачи, вел прямые эфиры. Он отлично владел фото и видеокамерой. Вместе с коллегами первым поднял вопрос о создании станции технического обслуживания транспорта индивидуальных владельцев на селе. Первая СТО заработала в Мотоле, на ее базе также провели телепередачу, во время которой затронули три темы. Одна из них – обслуживание транспорта в сельской местности.
Еще в первые годы службы наш собеседник наладил тесное взаимодействие с дружинниками. «Работа с дружинниками, общественными формированиями была сформирована по всей области. По согласованию с местными советско-партийными органами хозяйства обязывались выделять людей и транспорт на дежурства по линии ГАИ», – вспоминает Иван Мацукевич.
В то время проводились всесоюзные семинары по вопросам безопасности дорожного движения, предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Герою этого материала неоднократно довелось быть делегатом на таких семинарах, где десятки лучших сотрудников делились передовым опытом.
Инициативного сотрудника ценили коллеги, и уважало руководство. Через несколько лет он стал заместителем командира дивизиона ДПС по агитации и пропаганде.
Во всем, что он делал, в первую очередь, старался оставаться собой и настоящим. «Главное – это человеческий подход, – уверенно говорит ветеран. – В лице инспектора ГАИ человек должен видеть не только милиционера, но, в первую очередь, человека, который может понять его душу и оказать помощь. Мой наставник, разговаривая с личным составом, неоднократно подчеркивал, если к вам обращается человек, слушайте его так, словно говорит ваша мать», – воспоминает Иван Кириллович.
По семейным обстоятельствам в 1987 году переехал в Малеч и до 1992 года служил участковым инспектором милиции.
Прежде чем войти, подумай, как выйдешь. Это выражение, услышанное Иваном Кирилловичем в первые дни службы в армии, и сегодня остается жизненным принципом. «Вы ведь знаете, человека можно убить и спасти словом, одно ваше действие, один поступок могут стать решающими в судьбе другого. Так пусть же добрых слов и добрых поступков от действующего состава ГАИ будет как можно больше», – заключает Иван Кириллович.
Годы службы с материнским напутствием.
Майор милиции в отставке Марьян Липинский слывет неутомимым трудоголиком. За плечами – долгие годы службы в должности начальника Госавтоинспекции Березовского района. И сегодня ему не сидится дома, он возглавляет одно из обществ с дополнительной ответственностью в Березе. С удовольствием заходит в родную ГАИ, подсказывает и помогает молодежи.
Родился Марьян Брониславович в 1946 году в Украине, в Житомирской области. В семье, помимо него, росли еще четыре брата и сестра. По окончанию войны, в конце 1945 года, домой вернулся его отец Бронислав Апполинарович, который за несколько дней до этого подорвался на мине и лишился ноги, мать была безграмотной, поэтому юному Марьяну очень хотелось добиться чего-нибудь в жизни.
Он был старательным школьником: часами просиживал в библиотеке, много читал дома – все для того, чтобы получить высшее образование. Вместе с этим мальчишка видел, как бережно его отец относится к военной форме, с какой любовью одевает ее по праздникам. Именно это зародило желание когда-нибудь стать человеком в погонах.
По совету старших решил получить сперва гражданскую специальность, став в 1965 году студентом Харьковского инженерно-строительного института. Здесь же окончил военную кафедру. В завершении учебы встал вопрос о будущем распределении. Молодой человек к тому времени был женат, у него родился сын. По настоянию супруги выбрал распределение по гражданской специальности: отправился в 1970 году на Горынский комбинат строительных материалов инженером-механиком.
От судьбы, как говорится, не уйти. Меньше чем через год майор милиции Иван Акопович Мулкиджанян, руководивший тогда Госавтоинспекцией в Столине предложил молодому Марьяну стать сотрудником его подразделения. Казалось бы, мечта сбывается, но ответственному и принципиальному юноше казалось, что с его стороны это будет некрасивый поступок, он словно бежит со своей работы. Однако его опасения были напрасны. Трудовой коллектив поддержал решение будущего офицера милиции.
Таким образом, через пару месяцев он был назначен на должность старшего госавтоинспектора группы ГАИ Столинского РОВД, кроме него в коллективе – еще трое правоохранителей. Начались служебные будни, в которые он окунулся с головой. Уже тогда молодой лейтенант милиции понимал: самое главное – человеческие взаимоотношения, поэтому он с удовольствием знакомился с хозяйствами района. Общаясь с их руководителями, интересовался не только количеством водительского состава и наличием транспорта, но и дисциплиной среди водителей, а также самой работой хозяйства, валовым сбором, средней урожайностью. «Один из председателей, Ефим Петрович, – вспоминает Марьян Брониславович. – Сказал, вы молодой человек, вникаете очень серьезно. Если вы заботитесь и переживаете не только за работу по своей линии, но и вам небезразличен каждый мой трудяга, значит с вами можно работать, у вас большое сердце, где есть место даже мелочам».
О том, что юному правоохранителю дело было действительно до всего, красноречиво свидетельствует тот факт, что во время составления плана для прохождения техосмотра техники колхозов, он созванивался с их руководителями. С учетом наименьшей загруженности выбирались дата и время, дабы не нарушить ход посевной или уборочной.
Марьян Брониславович создал замечательную дружину из добровольных помощников ГАИ. В ее составе насчитывалось 80 человек.
«Чего утаивать, молодежь на селе порой хочет самовыразиться, а способов для этого не так много. Вот и садятся за руль, без права управления, – рассказывает Марьян Брониславович. – До таких ребят тоже можно достучаться, важно говорить с человеком на одном с ним языке». Офицеру ГАИ это удалось. Он встречался с юношами, спрашивал, хотят ли они «гонять», получив утвердительный ответ, он присылал к ним преподавателя с ДОСААФ. Занятия проходили бесплатно на поле. Для желающих большего были организованы уроки на базе самого ДОСААФ с последующим выступлением на соревнованиях. Вот так, благодаря его желанию и усилию, Столинщина «гремела» на соревнованиях по мотоспорту. Призовые места как раз-таки приносили те, кого, казалось бы, уже не перевоспитать.
Внимание к мелочам было и на новой должности: в 1986 году Марьян Брониславович переведен в Березу на должность начальника ГАИ. Именно по инициативе дружинников и активов трудовых коллективов был поднят вопрос об укреплении правопорядка и соблюдении ПДД на дорогах населенных пунктов. Были организованы многочисленные вечерние и ночные рейды. Пусть не сразу, но порядок был наведен.
В одном из таких рейдов останавливали для проверки мотоциклистов. Конечно же, не все владельцы «железных коней» благосклонно восприняли такую работу сотрудников ГАИ. Один из водителей проигнорировал требование об остановке и сбил Марьяна Брониславовича. Правонарушитель в скором времени был задержан.
Также усилиями Марьяна Брониславовича было открыто структурное подразделение «Березовское районное отделение Белорусского фонда безопасности дорожного движения».
За годы службы было всякое, но офицер ГАИ служил с материнским наказом – «Сынок, не обижай людей, помогай им», ставя во главу человеческое отношение и находя подход к отпетым хулиганам.
Ветеранскому движению ГАИ области 16 лет.
Майор милиции в запасе Алексей Мисейко уже долгое время возглавляет Совет ветеранов Дрогичинского РОВД. Он продолжил династию, как и его отец, служил в Госавтоинспекции. В 2004 году, по инициативе бывшего начальника УГАИ УВД полковника милиции в отставке Владимира Надеина, образовалось ветеранское движение ГАИ. Владимир Михайлович убежден, что сослуживцы должны тесно общаться и по выходу на заслуженный отдых, тем самым подавая пример настоящего товарищества молодым сотрудникам. «Мне сразу же понравилась эта идея, – рассказывает Алексей Леонтьевич. – Госавтоинспекция всегда славилась своим дружным коллективом и наша задача – сохранить эту традицию и передать молодежи». Ежегодно это сообщество пополняется новыми людьми, и каждый человек привносит что-то свое: ведь несмотря на то, что больше не надо выполнять служебные задачи, он (офицер ГАИ) остается активным и жизнелюбивым.
По доброй традиции третьего июля ветераны ГАИ Брестчины собираются вместе в одном из районов области. Конечно, в силу возраста и состояния здоровья не каждый может приехать, но примерно человек 50 всегда набирается: в позапрошлом году такая встреча прошла в Дрогичине, в прошлом – в Березе. В этот день ветераны возлагают венки к памятникам погибших солдат в годы Великой Отечественной войны, вспоминают служебные будни, навещают пожилых коллег, подолгу беседуя с ними и рассказывая новости коллектива. Находясь в том или ином районе, ветеранский актив ГАИ обязательно встречается с молодежью, искренне интересуясь складывающейся обстановкой и давая к месту дельные советы. «А как иначе? Мы, сотрудники ГАИ, бывшие, действующие, одна большая семья, а о семье надо заботиться. Навязываться не стоит юным парням и девушкам, но по-отцовски помочь стоит, чтобы они знали: мы всегда рядом и готовы поддержать», – делится мыслями Алексей Леонтьевич.
Завершается встреча передачей из рук принимающей стороны небольшой статуэтки, в виде инспектора ГАИ, ветерану, чей район через год соберет на своей территории добрых друзей. Огромную организаторскую помощь в организации этих собраний оказывают полковники милиции в отставке Николай Родиюк и Иван Левонюк, а также подполковник милиции в запасе Юрий Романович, руководитель ветеранской организации УГАИ УВД.
Можно выделить и актив данного движения: полковник милиции в запасе Андрей Мехед, подполковник милиции в отставке Леонид Лобачевский, майор милиции в отставке Владимир Гречаник и майор милиции в запасе Александр Зайцевский.
Помимо этих праздничных встреч, ветераны всегда на связи друг с другом, искренне разделяя радостные и скорбные моменты в жизни каждого. Кто-то только вступил в их ряды, кто-то уже умудренный опытом седовласый старик, однако их сердца и души все также молоды и дают наказ действующим сотрудникам – с гордостью нести звание сотрудника Госавтоинспекции.
Анна Мацкевич,
фото автора и из архива Ивана Мацукевича,
видео автора.