Кто изобрёл и как работает камера фиксации скорости? 8 Январь 2017 ГАИ УВД Брестского облисполкома Дорожная обсерватория | Road observatory, Новости Предыдущая статья: Сотрудники ГАИ помогали верующим безопасно добраться домой в Рождественскую ночью Следующая статья: Творите добро, как это делают сотрудники Госавтоинспекции Камера фиксации нарушений скоростного режима, а в народе просто радар, начинает свою историю с 1905 года. В этом году был оформлен первый патент на записывающее устройство такого типа. Принцип работы этой примитивной камеры в целом не изменился и схож с тем, который используется в современных устройствах. Камера фиксирует скорость движения автомобиля между началом и окончанием выделенного участка дороги. Попытки создать более современную камеру были предприняты в 1960-х голландскиим автогонщиком Морисом Гатсонидесом. Его задачей было отнюдь не замедлить автомобиль, а наоборот ускориться. Ведь с помощью камеры он проверял скорость автомобиля на виражах. Первый «гатсометр» состоял из двух реагирующих на давление резиновых лент, растянутых через дорогу. Когда колеса болида проезжали по первой ленте, включался секундомер; при пересечении второй секундомер выключался. Так появилось первое устройство для надежного измерения скорости. Позже Гатсонидес улучшил точность замеров, добавив к лентам фотоаппарат со вспышкой. Фото показывало, сколько скорости еще можно выжать из поворота, входя в него по разным траекториям. Вскоре Гатсонидесу пришла в голову мысль использовать камеру для отлова любителей погонять с ветерком. В 1958 г. он учредил фирму «Gatsometer BV» и в следующие двадцать лет усовершенствовал свое изобретение. В 1971 г. резиновые ленты сменил радарный луч. Сегодня «Гатсо 24» установлены более чем в сорока странах мира. Независимо от типа камер, на многих языках их именуют попросту «Гатсо». В Соединенном Королевстве первые «Гатсо» поставили в 1988 г. в Ноттингеме – после ДТП с тройным смертельным исходом на перекрестке, оборудованном светофором. И хотя поначалу новинку принимали с трудом, сегодняшняя Британия – несомненный лидер среди стран Европы в использовании камер слежения. В 2007 г. в Соединенном Королевстве их насчитывалось уже 4309 штук (сравните с показателем 1571 в 2001 г.) – больше, чем во Франции и Италии вместе взятых. Какая от «Гатсо» польза? Статистика говорит сама за себя. Согласно опубликованному в 2006 г. отчету Министерства транспорта Соединенного Королевства, по результатам четырехлетних наблюдений общая скорость движения транспортного потока в местах установки камер снизилась в среднем на 6 %, а число погибших или серьезно пострадавших в ДТП – на 42 %. Несмотря на протесты лоббистов-автолюбителей, ссылающихся на то, что превышение скорости приводит к ДТП со смертельным исходом лишь в 14 % случаев (сравните с «отвлечением внимания за рулем», где эта цифра составляет 68 %), установление законом ограничений скорости имело огромное воздействие на общее число столкновений. За десять лет с момента, когда в Лондоне установили лимит в 32 км/ч, количество ДТП снизилось вполовину. Из чего состоит и как работает камера фиксации нарушений скоростного режима? Принцип работы современных комплексов фиксации правонарушений не изменился с момента выпуска в 1964 г. первой скоростной камеры. Любой подобный комплекс состоит из элементов контроля скорости объекта (радиолокатор, лазерный замер, либо квантовый дальномер), сертифицированных сенсоров замера скорости на основе пройденного расстояния и визуальных элементов распознавания объекта (фото/видеокамера с ультрафиолетовыми лампами для распознавания номерных знаков). Комплекс автоматической фиксации работает по принципу радара, отправляя отражаемый сигнал на объект и замеряя разницу во времени до отражения сигнала обратно на прибор — классический эхолот. К слову, чтобы пройти до объекта расстояние в 800 метров, у луча уходит 0,3-0,7 секунд. То, что происходит, когда луч достиг объекта, называется эффектом Доплера: когда волна встречается с движущимся автомобилем, сигнал отражается и возвращается с измененной частотой. Прибор вычисляет разность между частотами исходного и отраженного сигнала, и на основе этого значения определяется скорость движения автомобиля. Затем, на основе полученных данных о скорости приближения объекта, комплекс принимает решение о фото/видеосъёмке объекта, после чего в единой базе данных появляется запись с фотографией машины и данными о её скорости движения. Сегодня многие любители погонять на дорогах общего пользования пытаются обойти радары и устанавливают в автомобилях антирадары. Их эффективность — отдельная тема. Но забегая вперед, стоит отметить, что вряд ли гаджет стоимостью 100 долларов обманет систему фото-видеофиксации стоимостью в 20 000. Автор: Старовойтова Анастасия, инспектор ОАиП ГАИ УВД Предыдущая статья: Сотрудники ГАИ помогали верующим безопасно добраться домой в Рождественскую ночью Следующая статья: Творите добро, как это делают сотрудники Госавтоинспекции