Они уже живут иначе! Почему мы так часто нарушаем ПДД, и для чего на самом деле нужны дорожные знаки? 3 Январь 2016 Наталья Сахарчук Блог начальника ГАИ, Дорожная обсерватория | Road observatory, Новости Предыдущая статья: Ханс Monderman: УЛИЦЫ БЕЗ АВТОМОБИЛЕЙ Следующая статья: ГАИ рассказала об итогах праздников: на дорогах погиб один человек, задержано 280 пьяных водителей Между жизнью «по закону» и жизнью «по понятиям», очевидно, существует значительная разница. Причем разница эта явно в пользу «понятий», а не закона. Почему так? «Понятия» отражают суть вещей и отношений, их закономерности, а закон — лишь формальное их регулирование, часто не учитывающее реалии жизни или не поспевающее за их изменениями. В отношении дорожного движения об этой разнице более четверти века назад задумался Ханс Мондерман (Hans Monderman). Надо отдать должное голландцу, он не только задумался, но и попробовал воплотить в жизнь свой проект под названием «Пространство общего пользования»(«Shared Space»). Если вкратце, то суть его такова: управление дорожным движением должно быть возложено не на искусственное регулирование, а на естественное взаимодействие между людьми. Взаимопонимание водителей и пешеходов, по мнению Мондермана, уважение друг к другу становятся решающим фактором поведения на дороге. Согласно концепции «общего пространства», проезжая часть не должна отличаться от тротуара или велосипедной дорожки, а автомобилисты должны быть лишены привилегий. «Большинство дорожных происшествий случаются не из-за ошибки, а из-за неверной реакции на чужую ошибку, — поясняет Мондерман, — Между тем, визуального контакта и короткого жеста достаточно, чтобы решить большинство дорожных проблем». Водители, чересчур увлеченные знаками и светофорами, перестают замечать других участников движения. Но недостаточно просто отменить светофоры и демонтировать железобетонные отбойники. На их месте нужно построить круговые развязки, разбить цепь фонтанов и посадить деревья, как это сделали в голландском Драхтене. Идеологи проекта «Shared space» уверены, что большая часть дорожных знаков лишь отвлекает внимание водителей, поэтому знаки следует демонтировать. Незыблемыми остаются только главные правила дорожного движения: соблюдать правостороннее движение, не создавать помех и помнить о преимуществе того, кто движется справа. У проекта много как поклонников, так и критиков. Одни считают этот проект «анархией», другие — «либерализацией дорожного движения». В Европе развернута кампания по упрощению правил дорожного движения и ликвидации «лишних» дорожных знаков, разметки и светофоров. Ханс Мондерман — один из ведущих экспертов по организации автодорожного движения в Европе. Единственный и любимый знак Мондермана — «Думай!». Мнение психолога Предупреждать, запрещать, предписывать и указывать — знаки призваны помогать водителям транспорта и пешеходам ориентироваться на дороге и служить безопасности участников движения. Однако сегодня ведутся дискуссии о «засилье дорожных знаков», которые зачастую противоречат друг другу и отвлекают внимание водителей от ситуации на дороге. В плотном транспортном потоке одновременно следить за дорогой и анализировать все эти указатели и комбинации достаточно сложно. Получается, что водитель теряется не только в потоке движения, но и в потоке информации. К тому же исследования специалистов по безопасности дорожного движения свидетельствуют о том, что около 70% дорожных указателей водители просто не замечают. Если водитель двигается по знакомому маршруту, то количество незамеченных знаков только увеличивается. Более того, к запрещающим знакам мы совсем не равнодушны, а бессознательно реагируем на них резко отрицательно. Помните, как мама запрещала Вам ходить по луже, пользоваться спичками и брать её вещи? Что делали Вы? Ходили по луже, пользовались спичками и брали её вещи. Нормальное сопротивление нашей психики ограничениям. Потому основные нарушения правил – в области запрещающих знаков и разметки, в особенности скоростного режима. Снижать скорость водителей чаще заставляет страх ущерба здоровью или автомобилю. Таковы особенности работы нашей психики. Почему же их так мало учитывают те, кто разрабатывает ПДД? Их психика от нашей точно не отличается. Идеи Мондермана многим кажутся абсурдными. Если убрать все разграничения между пешеходом и автомобилем, шоссе и тротуаром — как физические, так и нормативные, движение станет более опасным и для пешеходов, и для водителей. Однако Мондерман настаивает на том, что в подобных обстоятельствах все участники движения станут вести себя осторожнее. Чем больше предписаний, тем меньше осознание собственной ответственности. Такова психология человека. Исчезновение регламентирующих поведение дорожных знаков вынуждает участников движения быть предельно внимательными. Автор эксперимента предлагает заменить систему дорожной безопасности системой социальной ответственности, которая лучше всего дисциплинирует любого водителя. «Водитель в общем пространстве становится составной частью социального и культурного контекста, и его поведение на дороге контролируется повседневными нормами поведения», — подытоживают авторы проекта на своем сайте. Всё верно: если висит знак, то ответственность на знаке, если его нет, то на водителе и его решениях. Конечно, такой масштабный проект строится не только на смелых идеях Мондермана. В разработке концепции «свободного пространства» принимают участие службы дорожного планирования, психологи, социологи и даже ландшафтные дизайнеры. Сложно и дорого? Позитивные изменения в большинстве своем именно такие. Но они того стоят. Факты — упрямая вещь Сейчас в Нидерландах без дорожных знаков обходятся уже 11 населенных пунктов, а количество несчастных случаев снизилось на 90%. В федеральном ведомстве по планированию дорог уверены, что этот проект вернул людям право отвечать за себя. В голландском городке Драхтен концепция «Shared Space» действует с 2000 года. На центральном перекрестке были ликвидированы все светофоры и дорожные знаки. Поначалу горожане протестовали, называя проект «шокирующим» и «немыслимым». Сейчас привыкли, а городские власти убирают светофоры и дорожные знаки и на других перекрестках. В Драхтене со времени старта этого проекта число ДТП снизилось на 70%, пропускная способность дорог увеличилась, а пробки остались в прошлом. В Лондоне светофоров и тротуаров лишилась четырехполосная Kensington High Street и улица Seven Dials в районе Ковент-Гарден (Covent Garden). Движение стало менее лихорадочным, пропускная способность трассы выросла с 2200 машин в час до 2800, а число аварий снизилось на 60%. В Германии без дорожных знаков и светофоров обходятся в нижне-саксонском Бомте. Копенгаген, Барселона, Лион, Страсбург, Куритиба — с каждым годом число городов, которые оказываются вовлечены в этот проект, увеличивается, как, впрочем, и число довольных участников эксперимента. На официальном сайте проекта «Shared space» можно следить за тем, как проходит транспортная революция. Предварительные данные свидетельствуют, что во всех городах и населённых пунктах, участвующих в этом смелом эксперименте, снизилось число дорожно-транспортных происшествий, а скорость движения транспортного потока увеличилась. Водители стали ездить гораздо аккуратнее, более внимательно следить за ситуацией, реже превышать скорость. Ни в России, ни в Беларуси идеи Ханса Мондермана пока не нашли отклика. А оно нам надо? Пожалуй, это решать только нам с вами. Это наша дорога. http://60.by/ru/content/driving/rules/shared_space/ Предыдущая статья: Ханс Monderman: УЛИЦЫ БЕЗ АВТОМОБИЛЕЙ Следующая статья: ГАИ рассказала об итогах праздников: на дорогах погиб один человек, задержано 280 пьяных водителей