Опасно для жизни! Как не погибнуть на зимней дороге 5 Январь 2016 УГАИ УВД Брестского облисполкома Авторские статьи, Молодому водителю, Новости Предыдущая статья: В Беларуси отменили обязательную сертификацию услуг СТО Следующая статья: Малоритский район: травмирована женщина Зима — замечательное время года! Однако зимняя дорога, как бы красиво она ни выглядела, таит в себе немалый риск. Мы неоднократно поднимали тему контраварийного вождения, поэтому не будем рассказывать о технике торможения и прохождения поворотов. Поговорим лучше о том, что следует помнить, чтобы не стать участником или жертвой страшной аварии на заснеженной трассе. Чем опасна колея Колея на зимней дороге может быть разной. В «день жестянщика» это рыхлый снег, продавленный до мокрого асфальта. В середине зимы — уже плотный снег с ледяными «желобами». Ближе к весне в зависимости от температуры — плотный или рыхлый снег с асфальтовыми «дорожками». Каждый из вариантов имеет свои нюансы, но все они таят в себе опасность. В первую очередь это разность покрытий и соответственно вероятность заноса из-за неравномерного сцепления. Кроме того, снежные «бордюры» вне колеи, во-первых, работают как упор, во-вторых, создают более высокое сопротивление качению (по сравнению с асфальтом или льдом) при движении по ним. Пока автомобиль движется строго по колее, особых проблем не возникает. Но в повороте или при попытке перестроиться велика вероятность заноса из-за разного сцепления с дорогой или из-за упора колес в «бордюры» из плотного снега. Автомобиль какое-то время «упирается», но затем может резко изменить направление движения, чаще всего уже в неуправляемом состоянии. Вот почему такую колею следует воспринимать как фактор риска, особенно если асфальтовые «полосы» в ней узкие, а снежные/ледяные участки широкие или же представляют собой жесткие «бордюры». Не уверены в своих силах? Снизьте скорость, выдерживайте безопасную дистанцию и двигайтесь в колее, избегая лишних перестроений и тем более обгонов. Будьте особенно осторожны в поворотах, когда есть вероятность выскочить из колеи. Большую опасность представляет встречный разъезд на узких дорогах с одной колеей на оба направления. В этом случае и вам, и встречному водителю надо переместиться ближе к обочине. В глубокой колее сделать это непросто, а в процессе перестроения есть риск потерять контроль над автомобилем, который может резко уйти в строну или начать скользить «по диагонали». Поэтому при необходимости разъезда стоит заранее снизить скорость и выполнить маневр перестроения. Кроме того, следует внимательно следить за встречным автомобилем, чтобы в случае возникновения аварийной ситуации с его стороны иметь возможность избежать столкновения. Страшные обгоны Обгонять на зимней дороге с колеей — рискованное занятие. Особенно если речь идет о габаритном транспорте. Например, о фуре, с которой еще вдобавок сдувается снег, создавая пелену, — порой на обгон приходится идти едва ли не вслепую! Но главная опасность заключается в том, что, если в момент обгона или по его завершении автомобиль потеряет курсовую устойчивость, это чревато аварией по одному из многочисленных сценариев. Как правило, наибольший риск представляет перестроение из полосы в полосу, особенно если имеет место колейность, поскольку в этот момент возможна дестабилизация автомобиля. Поэтому маневр выезда на встречную и особенно возврата с нее следует предпринимать как можно дальше от обгоняемого автомобиля. Схематично процесс обгона можно разделить на несколько составляющих: перестроение на встречную и стабилизация автомобиля; разгон (при необходимости — стабилизация) и опережение; удаление на безопасную дистанцию; перестроение в свой ряд и стабилизация автомобиля. Нюансы выполнения эти составляющих зависят от мастерства водителя и типа привода автомобиля, но следует понимать, что важна любая из этих составляющих, особенно две последние. Почему — наглядно демонстрирует это видео (смотреть с 1:10). Куда уходить? Что делать, если ваш или встречный автомобиль потерял управление? Не паниковать! Совет кажется глупым, но именно холодная голова позволит найти решение даже в катастрофической ситуации. Да, рефлексы сработают быстрее, но отработаны ли у водителя навыки, достаточно ли их для выхода из ситуации? Так что быстрое принятие решения тоже может спасти вас от крупных неприятностей. Приведу случай из личного опыта. Зима, гололед, затяжной правый поворот дороги и перекресток, на котором случилась авария. Пытаюсь снизить скорость, повернуть — меня на льду несет как раз на разбитые машины! Чувствую, что сейчас буду третьим! Опыта в те годы кот наплакал, поэтому и довел ситуацию до аварийной, а повернуть-затормозить не могу! В последний момент приходит здравая мысль: на встречной полосе машин нет, поэтому просто выравниваю руль, распрямляю траекторию и проскакиваю кучу-малу по левой обочине. Но мне повезло: не было встречных, а на обочине никто не стоял. Типичный пример: ваш автомобиль занесло, вы что-то предприняли (крутили руль, добавляли «газ»), но машину продолжает мотать из стороны в сторону. Гасить занос? Но как? Не стоит доводить дело до того, чтобы машину понесло на встречную, — лобовое столкновение самое опасное. Поэтому, если не можете стабилизировать машину, тормозите или отправляйте ее в сторону обочины (если нет крутого кювета, столбов и т.д.). Помните: лучше уйти в сугроб, мягкий или не очень, даже перевернуться, чем попасть прямиком под фуру. Даже если вы не владеете приемами контраварийной подготовки и толком не знаете, что делать в экстремальной ситуации, помните, что и в этом случае хоть в какой-то мере, но вы можете управлять автомобилем и будете направлять его, пусть на подсознательном уровне, туда, куда смотрите. Поэтому концентрируйтесь не на препятствии, а на зоне безопасного выезда. В общем, старайтесь сохранять спокойствие и смотреть в правильном направлении. От греха подальше Итак, следует понимать, что зимняя дорога таит в себе немало опасностей. Вы рискуете, даже когда не находитесь в движении, а просто остановились на обочине для перекура или устранения поломки. Случаи, когда неуправляемый автомобиль сбивает водителя или пассажиров, стоящих возле своей машины, не так уже редки. Подобная трагедия случилась в Минске в конце ноября 2015 года. Поэтому при остановке, даже вынужденной или на минуту, выбирайте специально отведенные для этого места, заправочные станции или хотя бы просто съезжайте на местную дорогу без интенсивного движения. Главное — подальше от трассы. Тем более это правило актуально, если произошло ДТП. Во-первых, его причиной могло стать как раз состояние покрытия — и другие автомобили могут вылетать в том же самом месте. Во-вторых, повторное ДТП может произойти из-за элементарной невнимательности других водителей, отвлекшихся на созерцание аварии. А как же оказание помощи? Это, безусловно, важно. Но прежде чем оказывать ее, необходимо позаботиться о собственной безопасности, а также о безопасности тех, кто едет с вами. А при нахождении на месте аварии, помощи в эвакуации важно контролировать ситуацию вокруг себя и быть готовым отреагировать в случае, если потерявший управление автомобиль будет двигаться в вашу сторону. Иван КРИШКЕВИЧ Фото автора ABW.BY Предыдущая статья: В Беларуси отменили обязательную сертификацию услуг СТО Следующая статья: Малоритский район: травмирована женщина