Полосатому жезлу регулировщика исполнилось 70 лет 29 Апрель 2017 ГАИ УВД Брестского облисполкома Новости Предыдущая статья: Когда авария — это красиво Следующая статья: Внимание! Ограничение движения в Бресте! В минувший четверг полосатому черно-белому жезлу, которым пользуются инспекторы ГАИ, исполнилось 70 лет. Благодаря своему солидному возрасту именно это «орудие труда» сейчас является самым узнаваемым атрибутом дорожной инспекции. Ему радуются на «вставших» намертво перекрестках, его опасаются злостные нарушители ПДД, его ненавидят те, для кого он символизирует штрафы. Но и днем, и ночью благодаря контрастной окраске его замечают все. Однако жезл не всегда был черно-белым – первые постовые полицейские регулировали уличное движение с помощью белой трости, в соответствии с приказом санкт-петербургского градоначальника генерал-майора Даниила Драчевского, выпущенным в октябре 1907 года. Движений тростью у первых регулировщиков было всего два. Первое служило для остановки одиночных экипажей и подвод: «Постовой чин, вынув трость из чехла, делает ею знак, поднимая вверх по направлению останавливаемого движения». Второе — полностью блокировало улицу в обоих направлениях. Для этого полицейскому нужно было поднять трость над головой и сделать несколько вращательных движений. Неподчинение регулировщику, как и сейчас, каралось в административном порядке. В Советском Союзе дважды предпринимались попытки отказаться от жезла регулировщика. Первая была сделана в 1933-м и закончилась тем, что милиционеры шесть лет управляли движением на улицах с помощью сигналов, подаваемых руками. Вторую попытку предприняли спустя 30 лет, когда вступил в силу приказ «О введении регулирования движения на улицах и дорогах жестами взамен регулирования жезлом и о порядке ношения снаряжения и спецодежды белого цвета». Однако этот документ действовал недолго и был вскоре отменен. «Старорежимную» трость, которую после смены власти в октябре 1917 года по инерции продолжали использовать сотрудники рабоче-крестьянской милиции, в ноябре 1922 года сменил новый жезл длиной 11 вершков (49 сантиметров). Жезл был красного цвета с желтой рукояткой. Размеры и цвет новинки, а также знаки, которые ею можно было подавать, утверждались в «Инструкции постовому милиционеру по порядку пользования жезлом». Кстати, сейчас похожие жезлы можно увидеть за поясом у железнодорожников – в начале 20-х годов прошлого века они использовали практически такие же «палки», что и стражи порядка, и с тех пор их форма практически не изменилась. Черным по белому В 1933 году было принято решение отказаться от жезла и перейти на регулирование дорожного движения «голыми руками» – с помощью жестов. Однако уже в 1939 году «палки» вернулись на дороги: 27 апреля 1939 года был издана «Инструкция постовому регулировщику движения», в которой милиционерам предписывалось управлять транспортными потоками с помощью полосатого черно-белого жезла. 27 апреля жезл отмечал 70-ю годовщину своего рождения, потому что с тех пор цветографическая схема жезла фактически не менялась. Хотя сама конструкция время от времени подвергалась изменениям. Так, в 60-е годы прошлого века появился жезл из пластика с подсветкой в корпусе, благодаря которой его стало лучше видно ночью. Затем белые полоски начали наносить с помощью светоотражающей краски. Навыки обращения с жезлом требовали долгих тренировок, поэтому настоящими мастерами становились единицы. В 50-е и 60-е годы прошлого века инспекторы, виртуозно владеющие полосатой «палочкой», собирали на улицах толпы зевак, а их отточенные движения некоторые сравнивали с искусством дирижеров. Несмотря на то, что первые профессиональные регулировщики в СССР появились еще в 1928 году, когда в штате Московской городской милиции появилась должность «инспектор по регулированию уличного движения», расцвет этой профессии пришелся на послевоенные годы. Именно тогда навыкам обращения с черно-белым жезлом уделялось больше всего внимания. Конкурсы и соревнования регулировщиков проводились на всесоюзном уровне, причем под эти мероприятия выделялись крупные спортивные площадки. На службе наиболее виртуозные регулировщики дежурили на самых многолюдных улицах и площадях городов, а главным постом страны считался въезд в Кремль через Боровицкие ворота. По иронии судьбы, сигналы жезлом, с помощью которых регулировщики на постсоветском пространстве руководят дорожным движением, основаны на жестах, позаимствованных в начале прошлого века из опыта зарубежных полицейских. Однако большинство европейских и американских постовых, «разруливая» транспортные потоки на дорогах, никакими жезлами не пользуются. Полицейским в США, Германии, Англии, Франции, Италии и многих других странах для того, чтобы отдать указания водителям, достаточно лишь жестов руками. Правда, в ночное время или при плохой видимости зарубежные регулировщики пользуются еще и фонарями со специальными разноцветными насадками, но их жезлами или палками не назовешь. Источник информации: motor.ru Предыдущая статья: Когда авария — это красиво Следующая статья: Внимание! Ограничение движения в Бресте!