Тормозить или маневрировать, когда на дороге неожиданно появилось дикое животное? Точка зрения эксперта из Гродно 30 Ноябрь 2016 УГАИ УВД Брестского облисполкома Новости Предыдущая статья: «4» «День жестянщика» автомобили не могут подняться по объездной дороге в Гродно Следующая статья: «7» МКАД-2 будет полностью введена в эксплуатацию уже в следующем месяце На дорогах вокруг Гродно автомобили регулярно сбивают диких животных. Последний раз такой наезд произошел 25 ноября между Брузгами и Коробчицами. В свете последних событий своей точкой зрения поделился эксперт Павел Николаевич, и пояснил, что делать при резком появлении дикого животного перед автомобилем. Тормозить или уклоняться маневром? Справка: Николаевич Павел является начальником отдела технических экспертиз Гродненского облуправления Госкомитета судебных экспертиз и одновременно преподавателем гродненских курсов контраварийного вождения в «Автоэлите». Далее текст Николаевича Павла: В подобных дорожно-транспортных ситуациях перед водителем стоит дилемма: тормозить или маневрировать? Рассмотрим данный вопрос с юридической и технической точки зрения. С юридической точки зрения из Правил дорожного движения вытекает, что животное на проезжей части является препятствием для дорожного движения, то есть объектом, находящимся на пути участника дорожного движения и вынуждающим его снизить скорость, совершить объезд или остановиться (п. 2.53 ПДД). Согласно требованиям п. 87.2 Правил при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства. С технической точки зрения экстренное торможение является способом предотвращения ДТП, простым по технике исполнения и потому доступным водителю любой квалификации, с любым стажем вождения, на любом транспортном средстве (кроме, пожалуй, двухколёсных и потому менее устойчивых). Конечно, в случае исправной ходовой части и тормозной системы автомобиля. Маневрирование более опасный способ предотвращения ДТП Маневрирование с торможением или без гораздо более сложный и потому более опасный способ предотвращения ДТП. Сложность маневра в том, что водителю предстоит четырежды поворачивать рулевое колесо в условиях дефицита времени и расстояния. Сначала для выезда и движения по соседней полосе движения, затем для возврата и дальнейшего движения по «своей» полосе движения. Автомобиль четырежды подвергается разбалансировке, и потому при возврате на «свою» полосу движения может возникнуть занос задней оси, к которому водитель, только избежавший наезда на животное и потому находящийся в стрессовом состоянии, совершенно не готов. Именно эта стадия маневра и представляет собой высокую опасность. Замечу, что с ростом скорости и снижением коэффициента сцепления на проезжей части, а также при необходимости в кратчайшие сроки резко вернуться на «свою» полосу движения вероятность заноса многократно возрастает. При небольших скоростях, на сухом асфальтобетонном покрытии, наличии возможности плавно вернуться в полосу первоначального движения риск заноса минимален. Но такая возможность бывает далеко не всегда. Практика свидетельствует, что чаще всего попытка объезда препятствия заканчивается либо наездом на него в соседней полосе движения, либо выездом автомобиля за пределы проезжей части, либо столкновением со встречным транспортным средством, причём иногда — на обочине, когда маневрирует ещё и встречный водитель. Опыт многочисленных школ по контраварийному вождению показывает, что без предварительной тренировки экстренный объезд внезапно возникшего препятствия (или «лосиный тест», как называют такой маневр в Скандинавии) не под силу большинству среднестатистических водителей. 2 примера опасных маневров: На дороге М6 «Минск — Гродно» у деревни Песчанка Гродненского района, избегая наезда на внезапно выбежавшую на проезжую часть собаку, водитель автомобиля «Мицубиси-Кольт» выехал на разделительный газон и наехал на металлическое дорожное ограждение. В результате погибла жена водителя, ехавшая в автомобиле в качестве пассажира, и собака. Водитель с тяжелыми травмами попал в больницу. Аналогичный случай имел место в деревне Луцковляны Гродненского района. Дворняга переходила дорогу в то время, как по ней двигался самосвал МАЗ. Чтобы избежать наезда, его водитель выехал на полосу встречного движения. В результате столкнулся со встречным автопоездом МАЗ. От страшного удара кабину в тягаче автопоезда оторвало и отбросило вместе с водителем и двумя пассажирами на расстояние около 20 метров в сторону, противоположную первоначальному движению автопоезда. Тягач без кабины развернуло и забросило под полуприцеп, извлекать его оттуда пришлось с помощью мощного трактора. В самосвале от удара раму деформировало так, что грузовик стоял на трех колесах, а кузов с песком упал на газон. Спустя четыре дня водитель автопоезда скончался в больнице, а вот собака даже не пострадала. Внезапно увидев животное на дороге, лучше всего резко затормозить Поведение животного на дороге непредсказуемо. Водитель не может заранее не только предвидеть, где и когда оно выбежит на дорогу, но и каковы будут его дальнейшие действия. Будет ли перебегать проезжую часть или нет, с какой скоростью, не появится ли следом за ним ещё одно животное, остановится ли оно на проезжей части, вернётся ли назад. На все эти вопросы дать ответ в условиях, когда счёт идёт даже не на секунды, а на десятые, не сможет даже компьютер. Поэтому, когда водитель действует в условиях крайнего дефицита времени и расстояния, нельзя рекомендовать маневр как средство избежания ДТП. Слишком велика бывает цена ошибки. Зато существует вероятность, что за время торможения животное успеет перебежать полосу движения автомобиля, и он в режиме торможения проедет позади животного. А если наезд всё-таки произойдет, то меньшая скорость движения приведёт и к меньшим по тяжести последствиям. Читатель АвтоГродно с ником konkor поделился видео, как в апреле на трассе М6 на полном ходу автомобиль сбил косулю. В этой ситуации водитель не успел даже притормозить: Накажут ли водителя, если он сбил животное в зоне действия знака 1,25 «Дикие животные»? Отдельно следует остановиться на произвольной трактовке некоторыми водителями и просто обывателями значения предупреждающего дорожного знака 1.25 «Дикие животные». Данный знак устанавливается для предупреждения водителей о том, что они въехали на участок дороги, проходящий по территории заповедников, охотничьих хозяйств, лесных массивов и т. п., на котором возможно появление диких животных. Знак этот предупреждающий, он информирует водителя о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих дорожной обстановке. Наезд на животное в зоне действия знака не означает вины водителя в произошедшем. Ответственность за сбитое животное может наступать только при наличии у водителя вины, то есть когда он объективно мог, но не предотвратил ДТП. // Материал подготовлен по интервью Павла Николаевича «Лесной газете» Источник информации: autogrodno.by Предыдущая статья: «4» «День жестянщика» автомобили не могут подняться по объездной дороге в Гродно Следующая статья: «7» МКАД-2 будет полностью введена в эксплуатацию уже в следующем месяце