Три вечных «зимних» вопроса: греть или не греть, мыть или не мыть, лить или не лить? 7 Декабрь 2015 УГАИ УВД Брестского облисполкома Новости Предыдущая статья: «5» На трассе М6 женщина выезжала с обочины и не уступила дорогу бусу. Два человека в больнице. Следующая статья: Лунинецкий район: пострадал нетрезвый велосипедист, который переезжал проезжую часть дороги справа налево по ходу движения Опыт эксплуатации Ежегодно с наступлением холодов в среде автомобилистов начинаются споры об особенностях зимней эксплуатации автомобилей. Основные из них — прогрев автомобиля после длительной стоянки, плюсы и минусы мойки машины зимой, а у дизелистов еще и вопросы использования присадок в топливо. Мнений по этим вопросам существует немало, но истина явно где-то рядом. Прогрев автомобиля после длительной стоянки на морозе — казалось бы, о чем тут спорить? Как это ни удивительно, существует два лагеря сторонников и противников данной процедуры. Первые вполне логично аргументируют необходимость прогрева автомобиля малым количеством моторного масла в местах сопряжения деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя (львиная доля его за время длительной стоянки стекает в масляный поддон) и изменением вязкости моторного масла с понижением температуры. Вторые, уповая на развитие технологий, использование новых материалов и покрытий для цилиндро-поршневой группы мотора и механизма газораспределения, а также на уникальные характеристики современных синтетических моторных масел, напротив, предпочитают начинать движение без процедуры прогрева двигателя на холостом ходу. Позиция автопроизводителей еще интереснее: с одной стороны, в списках дополнительных опций у них присутствуют и системы дистанционного запуска мотора, и автономные подогреватели, с другой — в инструкциях по эксплуатации нет-нет да и встречается рекомендация начинать движение без прогрева мотора. Забота об экологии нынче не последняя тема. Что же делать простому автомобилисту, заплатившему за новый или подержанный автомобиль не один десяток своих заработных плат и желающему эксплуатировать его без дорогостоящих капремонтов мотора и конфликтов с соседями, не склонными по утрам вдыхать выхлопы прогреваемых чаще всего под окнами автомобилей? Попробуем включить логику, обратившись к тому, как устроен тот же кривошипно-шатунный механизм двигателя автомобиля независимо от того, МАЗ это или BMW последней серии. Коленчатый вал большинства автомобильных моторов вращается в блоке цилиндров, опираясь на подшипники скольжения (коренные вкладыши), шатуны с коленчатым валом тоже контактируют через подшипники скольжения (шатунные вкладыши), в которых масляная пленка играет далеко не последнюю роль. При отрицательных температурах после длительной стоянки, когда масла в коренных и шатунных подшипниках минимум, а зазоры максимальны, даже незначительные нагрузки способны привести к возникновению, мягко говоря, отнюдь не идеальных условий для работы упомянутых выше деталей. Да и само масло в этот момент находится на пределе своих возможностей, которым так любят хвастать его производители. Работать мотор будет и под нагрузкой, но его ресурс при этом начнет сокращаться куда интенсивнее. Поэтому хоть немного, но прогревать холодный двигатель после длительной стоянки все же стоит. На холостых оборотах, значение которых при прогреве обычно несколько выше стандартных значений, масляный насос накачает масло в самые дальние каналы системы смазки двигателя, сделав условия работы его деталей куда более комфортабельными. Для достижения подобного результата достаточно 3-4 минут работы на холостом ходе. Но и это не повод нажимать в пол педаль акселератора. И масло, и мотор по-прежнему холодные, не говоря уже об остальных узлах и агрегатах автомобиля. Именно поэтому первые метры дистанции лучше преодолеть с оборотами мотора, не превышающими 2000-2500, дав возможность прогреться и трансмиссии, и узлам подвески, и резине. Когда уже в движении указатели температуры охлаждающей жидкости и масла (если они есть на щитке приборов) сдвинутся с нулевой отметки, можно начинать езду в обычном режиме. При таком подходе машина верой и правдой прослужит вам пусть не вечно, но долго. Не отнимая при этом средства на дорогостоящие ремонты. Прогревом на холостых оборотах по 10-20 минут, вопреки мнению консерваторов, намного больше пользы мотору и автомобилю не принесешь. Более того, есть мнение, что такая эксплуатация в современных автомобилях чревата образованием в цилиндро-поршневой группе нагара, который тоже способен нанести мотору вред, пусть и не сопоставимый с работой в условиях масляного голодания. К тому же, прогрев мотор, не нужно забывать о трансмиссии, подвеске и тормозах и рвать с места в карьер. В итоге временные потери на подобную поездку зимой могут оказаться весьма существенными, а время — деньги. Что касается экологии в ее приземленном понимании в рамках своего двора, то это уже вопрос внутренней культуры человека. Чадить под окнами соседей, мягко говоря, не «комильфо», и это лучше учесть, паркуя вечером свой автомобиль. Евро-5 не в счет:). Мыть или не мыть? Вопрос тоже, казалось бы, риторический. За 26 лет водительского стажа я лишь однажды встретил человека из Москвы, который мыл свой Daewoo Tico в ноябре, а потом в марте. Любителей чистых авто, к счастью, гораздо больше. К тому же в агрессивности и вреде для лакокрасочного покрытия автомобиля песчано-солевых смесей, используемых в наших краях для борьбы со льдом на дорогах, никто особо не сомневается. Поэтому ответ — конечно мыть. Вопрос лишь в том, как часто и где. Но зимняя мойка автомобиля процесс специфический, и если его делать часто и неграмотно, неприятных моментов не избежать. Например, может лопнуть лобовое стекло, примерзнуть двери, а на АЗС в самый неподходящий момент не откроется лючок бензобака или его крышка, не говоря уже о замерзающих замках дверей или багажника. Для мойки зимой есть целый свод правил, позволяющих избежать этих неприятностей: правило №1 — не мыть холодный автомобиль горячей водой. Для лакокрасочного покрытия это шок. Как и для лобового стекла, на котором у большинства машин есть микросколы от камней; правило №2 — грязь сначала нужно намочить, затем смыть и только после этого начинать трудиться тряпкой или мочалкой; правило №3 — после мойки проемы протереть, замки продуть, двери минут пять не закрывать. Еще после мойки лучше всего не ставить авто на прикол, а немного на нем проехать. Это необходимо, чтобы влага, попавшая между сотами радиатора, выдулась или испарилась, чтобы высохли тормозные механизмы (особенно это важно для машин с барабанными тормозами, которые утром могут и не тронуться с места), чтобы не скопилась и не замерзла вода в нижней части колесных дисков. Не помешает после мойки несколько раз воспользоваться и механизмом ручного тормоза, чтобы не прихватило трос. Что касается типа мойки, то тут свои достоинства и недостатки. Бытует мнение, что бесконтактная мойка зимой не столь эффективна как летом, что на мойках-автоматах плохо сбивается грязь с машины, после чего щетки трут ее по ЛКП, создавая микроцарапины. Идеалом остается ручная мойка, но тут важен человеческий фактор и наличие времени. В чем сходятся все, так это в необходимости обработки воском. Разница в цене небольшая, а польза несомненна. Частота мойки зависит от загрязненности автомобиля и финансовых возможностей владельца. По идее чем чаще, тем лучше. Исключение лишь сильные морозы, когда разумнее подождать потепления. Антигели (депрессорные присадки) еще одна тема для разговоров, но лишь среди дизелистов. Особенно актуальна она либо в случае ранней зимы, когда на АЗС все еще летняя солярка, либо при резком снижении температуры с -10°С до -25°С и ниже, когда даже зимняя солярка сдает позиции, не давая дизелистам завестись по утрам, а то и вовсе останавливает их в пути. Основной вопрос — лить или не лить антигель, если солярка и так зимняя? Казалось бы, при таких зимах, какой была прошлая, особой надобности нет при условии, что вы эксплуатируете и заправляете машину в РБ. Но если прогнозируются сильные морозы, упреждающие меры не помешают. Не стоит лишь забывать, что практически все антигели нужно заливать теплыми в солярку с температурой выше 0°С. Владельцам новых гарантийных авто не будет лишним уточнить официальную позицию компании-производителя в отношении использования подобных присадок. К примеру, Renault использование присадок не допускает, а Ford дает добро лишь на присадку Castrol TDA. Если машина уже негарантийная — в помощь потребительские тесты и Google. К примеру, моя эксплуатация нескольких подержанных дизельных автомобилей Audi показала, что с антигелем Hi-Gear машина заводится и ездит и при -25..-28°С. Итак, все ответы утвердительные, автомобиль зимой нужно и прогревать, и мыть, и «поить» топливом по сезону. Но делать это необходимо без фанатизма, с учетом упомянутых выше рекомендаций, чтобы чрезмерным усердием не сократить моторесурс, не рассориться с соседями или не слететь с гарантии. В этом случае автомобиль будет дарить зимой радость, а не огорчения, исправно выполняя возложенные на него задачи. Юрий ЛИХУТА Фото автора и из открытых источников ABW.BY Предыдущая статья: «5» На трассе М6 женщина выезжала с обочины и не уступила дорогу бусу. Два человека в больнице. Следующая статья: Лунинецкий район: пострадал нетрезвый велосипедист, который переезжал проезжую часть дороги справа налево по ходу движения На ту же тему Бесправнику не место за рулем! «Рогатый груз» задержан в городе Каменец Лунинецкий район: водитель «Ауди» совершил наезд на лежащего пешехода Поделитесь своим мнением Нажмите, чтобы отменить ответ. Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.