В Гродно водитель на Peugeot спасал пешеходов или себя? Юрий Краснов разобрал нашумевшую ситуацию 4 Ноябрь 2017 УГАИ УВД Брестского облисполкома Новости Предыдущая статья: «5» В Марьиной Горке «скорая» столкнулась с маршруткой — пострадал водитель Следующая статья: Самые опасные ошибки водителя Видео о «спасении в День автомобилиста»набрал на YouTube почти 60 тысяч просмотров. В комментариях доминируют две точки зрения. Одни клянут рисковых пешеходов из Гродно, другие спрашивают, куда так спешил водитель. Эксперт из Минска Юрий Краснов предлагает сформулировать вопрос иначе — кого скорее спасал автомобилист: себя (от уголовной ответственности) или пешеходов? Ведь ключевая ошибка была допущена раньше, когда управлявший Peugeot не распознал опасную ситуацию и не снизил скорость. — Обратите внимание: перед машиной, в которой установлен регистратор, движется маршрутка, — просматривает ролик Юрий Краснов. — Да и у самого автора видео посадка высокая. Возможно, он ехал на грузовике или в микроавтобусе. То есть обзор перекрестка для водителя Peugeot 206 был закрыт. И вот она типичная ситуация: остается свободный коридор, по которому так хочется ускориться. Подобные ситуации описываются в учебниках по безопасности дорожного движения в главе «Основные опасности». Все отмечают стремительную реакцию водителя легкового автомобиля. Судя по видео, не было ни секунды промедления, что также сыграло ключевую роль в дальнейшем развитии ситуации. По мнению эксперта, далеко не все автомобилисты успели бы так среагировать. — В комментариях высказывалось предположение, что Peugeot ехал быстро, — продолжает Юрий Краснов. — Учтите, что маршрутка и машина автора видео замедлялись, а следовательно, это сказалось на восприятии скорости хетчбэка. Хотя должен заметить, что легковушка двигалась на грани. Водитель должен был подъезжать медленнее. Так, чтобы иметь возможность остановиться до конца перекрестка. Пункт 117 ПДД: «Если перед пешеходным переходом остановилось (стоит) или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам движения в попутном направлении, должны снизить скорость движения и при наличии пешеходов уступить им дорогу». Важный момент: какой переход (регулируемый или нет), не уточняется, а значит, требование касается обоих типов. Эксперт также предположил, что у Peugeot, не исключено, некорректно работает система ABS: — Заметно, что водитель пытался вывернуть руль, что при заблокированных колесах в этой ситуации было бесполезным. Но автомобиль ушел в сильный занос. С другой стороны, если бы антиблокировочная система торможения работала корректно, то машина с большой вероятностью врезалась бы в столб, стоящий справа. В комментариях на АвтоГродно отозвался Валерий, водитель Peugeot: «С тормозами у меня все в поряде и с резиной, и с автомобилем. Увидев их, конечно, нажал тормоз в пол, машина сначала шла прямо и сработала ABS. В таком положении я точно бы посадил первого из них на капот. Отпуская тормоз, крутанул руля, чтобы его обойти слева. Но второй же побежал вдоль дороги, что прекрасно видно на видео. С того момента, как я стал приближаться ко второму — затянул ручник, чтобы автомобиль крутануло. С одним из них у нас была мягкая беседа. Парни просто плохо понимали после вчерашнего». — Что касается пешеходов, то они нарушили все возможное: стали пересекать проезжую часть на красный, к тому же не шли, а перебегали, — перечисляет Юрий Краснов. — Обратите внимание: поначалу они еще сомневались. Потом мысль была, наверное, такой: слева машин нет, справа два автомобиля поворачивают налево — никого нет, пошли. Они даже предположить не могли, что кто-то может появиться. Еще один фактор: они не вместе бежали. Один, который поначалу сомневался, чуть отстал. В результате водителю пришлось уворачиваться сразу от двух объектов. А больший шанс пострадать был у того, кто некоторое время не решался нарушить ПДД. Куда бежали пешеходы? К остановке? Во время обсуждения ситуации возникла версия, что они пытались укрыться от дождя под навесом. — В непогоду люди ведут себя иначе, чем когда тепло и светит солнце, — замечает эксперт. — Некомфортные условия заставляют втянуть голову в шею и вприпрыжку бежать к укрытию, не взирая на окружающие факторы. Машины, светофоры отходят на второй план, когда зонта нет, а за шиворот льются потоки воды. Уместна ли героизация водителя? Наверняка он, давя что есть мочи на педаль тормоза, не думал «собью — не собью». Им управлял инстинкт, который привел опасную ситуацию к благополучному финалу. — Люди могут оказаться на проезжей части по разным причинам: пьяный, дезориентирован, отвлекся на мобильник, — перечисляет Юрий Краснов. — Есть категория пожилых людей, которых перевезли из сельской местности в город, чтобы досматривать. Попадая на дорогу, они элементарно могут растеряться. То есть люди оказываются на проезжей части в любой момент. Часто водители вообще не готовы к этому. Другие же автомобилисты знают о потенциальной опасности, но все равно не успевают реагировать. По мнению эксперта, нужно тренироваться, выполнять специальные упражнения. В частности, распознавать аварийную ситуацию и адекватно реагировать на нее. Для участия в таком тренинге Onliner.by пригласил Даниила, владельца Mazda 323. Он отозвался на приглашение, вспомнив свой пример с пешеходами: — Шла первая или вторая зима, которую я проводил за рулем. Как-то двигался по Орловке. На дороге была снежная кашица. Вдруг на проезжую часть перед моим автомобилем вышли люди — они тоже пересекали проезжую часть на красный. Как все, смотрел разные видео и знал, что мне нужно тормозить прерывисто. А на самом деле сработал инстинкт — я что есть силы нажал на педаль тормоза. Расстояние было достаточное, и они успели вернуться назад, отреагировав на мой сигнал клаксона. Сейчас наступают самые опасные дни для пешеходов: темнота захватывает час пик, скрадывая силуэты людей. Юрий Краснов предлагает смоделировать реальную ситуацию. На темной дороге стоит автомобиль, к нему подъезжает водитель, и вдруг… выскакивает пешеход. — Главный смысл этого упражнения — сформировать образ опасной ситуации и отработать правильный механизм действия, — объясняет эксперт. — Задача Даниила — тормозить и одновременно сигналить. Так мы закрепим навыки на базовом уровне. В роли пешехода выступает сам Юрий Краснов. Он имитирует то пожилого человека, то пьяного, то неадекватного, который резко выбегает из-за препятствия. А иногда вовсе никто не появляется. Так сказать, добиваемся эффекта неожиданности. Водитель Mazda в первый раз успевает остановиться вовремя. Во второй раз корпус машины заезжает за условную черту. Но эксперт замечает: — Тормозить все равно надо, чтобы предотвратить тяжкие травмы. В третий и последующие разы Даниилу удается отреагировать своевременно, хотя корреспонденты старательно отвлекали его разговорами. — Мне в автошколе достался довольно строгий преподаватель по теории — моя мама, которая решила подготовить меня как следует, — вспоминает молодой человек. — Вообще, мне, конечно, не нравится ситуация, что пешеход всегда прав, но я хочу быть готовым и не сплоховать. Эксперт слегка меняет суть упражнения: теперь водителю Mazda нужно замедлиться при подъезде к стоящей машине, чтобы понять, какая скорость адекватная. — Некоторым водителям кажется, что они успеют остановиться. Но когда возникает необходимость резко тормозить, выясняется, что надо было ехать не 60, а 40 км/ч, — говорит Юрий Краснов. Именно так с Даниилом и случается при первой попытке. Эксперт замечает, что тот двигался слишком быстро и его действия не были предсказуемы для задних водителей. — Нужно помнить не только о пешеходе, но также об окружающих автомобилистах. Следовательно, при подъезде к препятствию, из-за которого может выйти человек, пару раз выжми педаль тормоза. Тем самым предупредишь о намерениях, — подсказывает Юрий Краснов. Третье упражнение связано со своевременной остановкой. Эксперт выставляет пирамиду из трех фишек. Задача — коснуться бампером первой и при этом не сбить остальные. — Это вопрос зрительного восприятия, — рассказывает эксперт. — Конечно, никто так близко не подъезжает к препятствию, но посмотрите на перекрестки — водители постоянно переезжают стоп-линию. В том числе потому, что не понимают, где вообще остановятся. Из-за этого могут происходить мелкие ДТП. — Честно говоря, не знал всех возможностей своей машины. Например, думал, что тормозной путь будет больше, — признался в конце тренировки Даниил. — Это было не такое уж плохое незнание. Ведь тем самым я всегда перестраховывался. В этом есть плюс, но иногда надо знать реальные возможности. У меня машина без ABS, и очень хотелось понимать, не пойдет ли автомобиль юзом при резком торможении. Знаете, одно дело — смотреть видео на форумах, а другое — личное участие. — Можно тренироваться даже находясь за рулем в рядовой ситуации, — поддерживает молодого человека Юрий Краснов. — Надо сформировать такие реакции, чтобы даже думая о чем-то постороннем водитель действовал безопасно. Тогда тело начнет рефлекторно реагировать в случае аварийной ситуации. Предыдущая статья: «5» В Марьиной Горке «скорая» столкнулась с маршруткой — пострадал водитель Следующая статья: Самые опасные ошибки водителя На ту же тему В выходные дни Госавтоинспекция будет работать в усиленном режиме Дождливая погода задержится в Бресте и области до вечера: как не попасть в аварию Сильный мокрый снег ожидается сегодня в Беларуси