Жизнь важнее скорости! 4 Декабрь 2015 УГАИ УВД Брестского облисполкома Авторские статьи, Новости Предыдущая статья: СКМ «Безопасность» Следующая статья: Пинский район: в аварии погиб пассажир, двое водителей тяжело ранены. Что могло послужить основной причиной данного дорожно-транспортного происшествия? Погодные условия, невнимательность водителя или просто «роковая» случайность? Ежедневно в мире в ДТП погибает порядка 3500 человек. По данным ВОЗ, именно транспортный травматизм относится к числу трех ведущих причин смерти лиц в возрасте от 5 до 44 лет и первой и основной причиной гибели людей в возрастной группе от 15 до 29 лет. Причиной каждой третьей аварии – становится нарушение скоростного режима… Правильный выбор скорости движения транспортного средства является одним из наиболее важных условий безаварийной работы водителя. Каждый водитель должен знать и помнить, что при выборе скорости движения необходимо учитывать ограничения скорости, установленные Правилами дорожного движения и техническими средствами организации дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность дороги, особенности и состояние транспортного средства и перевозимого им груза, дорожные, погодные (метеорологические) условия и другие факторы, снижающие прозрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения. С увеличением скорости движения процесс управления автомобилем усложняется и требует большего напряжения сил и внимания а, следовательно, возрастает и вероятность возникновения ДТП. Кроме того, чем выше скорость, тем тяжелее последствия аварии. Поэтому, при меньших скоростях, безусловно, легче обеспечить безопасность дорожного движения. Однако нужно иметь в виду, что, большинство происшествий возникает не просто из-за высоких скоростей движения, а из-за несоответствия скорости автомобиля конкретным дорожным условиям, обстановке движения и подготовленности водителя. Наиболее часто совершаются дорожные происшествия из-за превышения скорости при движении по мокрой дороге, так как значительно снижается коэффициент сцепления колес с дорогой, автомобиль теряет устойчивость. Достаточно одного неверного поворота рулевого колеса, незначительного торможения или резкого снижения скорости, как следует занос, столкновение со встречным транспортом, наезд на дерево или другое препятствие, опрокидывание в кювет. Следует отметить, что динамические возможности автомашин достаточно высоки, позволяют в считанные секунды развивать высокую скорость. Не случайно многие сидящие за рулем поддаются соблазну прокатиться «с ветерком», забывая при этом о той опасности, которая их подстерегает. Ведь с увеличением скорости значительно возрастает тормозной путь автомобиля. И водитель, в случае внезапного появления на пути какого-либо препятствия, не может своевременно обеспечить остановку транспортного средства, зачастую при этом теряется, что приводит к тяжким последствиям. С возрастанием скорости движения процесс вождения автомобиля усложняется и требует большего напряжения сил и внимания а, следовательно, возрастает и вероятность возникновения ДТП. При скорости 100 километров в час частота пульса увеличивается даже у опытных водителей. Кроме того, чем выше скорость, тем тяжелее последствия ДТП. Поэтому при меньших скоростях, безусловно, легче обеспечить безопасность дорожного движения. Однако надо иметь в виду, что, большинство происшествий возникает не просто из-за высоких скоростей движения, а из-за несоответствия скорости автомобиля конкретным дорожным условиям, обстановке движения, подготовленности водителя. Многие водители не умеют правильно выбирать безопасную скорость. По данным анализа превышение установленной скорости движения и неправильный ее выбор являются наиболее частой причиной ДТП. Стремление двигаться с необоснованно высокой скоростью особенно часто проявляется у молодых неопытных водителей. Вождение автомобиля в городах с интенсивным движением транспортных средств и пешеходов требует от водителя большого внимания, дисциплинированности и четкости действий. В этих условия водитель должен двигаться с такой скоростью, чтобы своевременно обеспечить наблюдение за дорогой, ее состоянием, транспортными средствами, пешеходами, сигналами светофоров. На одной и той же улице при различных условиях скорость движения, обеспечивающая безопасность, будет разной. Рано утром и в сухую погоду, когда интенсивность движения транспорта и пешеходов небольшая можно развить максимально разрешенную скорость. При скользком состоянии проезжей части дороги, возросшей интенсивности движения и других условиях, осложняющих движение, скорость должна быть снижена. Водитель, имеющий небольшой стаж работы или впервые попадающий в крупный город, не должен придерживаться скорости быстро движущихся автомобилей. Лишь полностью освоившись с особенностями городского движения, можно повышать скорость. Скорость движения ни в коем случае не должна определяться тем, спешит ли водитель или пассажир. Значительное увеличение скорости в условиях города зачастую не дает ощутимого выигрыша времени. Опытный водитель заранее наблюдает за сменой сигналов светофора и выбирает скорость таким образом, чтобы подъехать к перекрестку при разрешающем сигнале светофора без резкого торможения и остановки автомобиля. Водители, стремящиеся сходу, без снижения скорости проскочить регулируемый перекресток ослабляют наблюдение за пешеходами и транспортными средствами, а это опасно. Необходимо учитывать, что на асфальтобетонном покрытии могут встретиться различные препятствия в виде выбоин, заниженных или даже открытых канализационных люков и т.д. Движение с высокой скоростью на таких участках дорог может привести к поломке ходовой части автомобиля, а резкое маневрирование с целью объезда препятствия чревато столкновением с движущимися в соседних полосах транспортными средствами. Особую осмотрительность при выборе скорости движения водитель должен проявлять на скользком покрытии, где даже незначительное, но резкое торможение или резкое ускорение может привести к заносу. Безопасность движения на таких дорогах можно обеспечить значительным снижением скорости. При движении по обледенелой дороге не следует превышать скорость, надеясь на противоскользящие материалы, которыми посыпают дороги. Иногда случается так, что при торможении песок не удерживается на обледенелом покрытии и свободно сдвигается колесами автомобиля. Также опасен при гололедице свежевыпавший снег, который маскирует обледенелое покрытие. Такую же опасность представляют собой опавшие с деревьев листья, лежащие на дорожном покрытии. Попав на такой участок, водитель автомобиля, двигавшегося с большой скоростью, при необходимости торможения может потерять управление и оказаться в кювете или на полосе встречного движения, так как листья под колесами могут сыграть роль смазки, резко снизив коэффициент сцепления одного или нескольких колес. Чтобы этого не случилось необходимо на большем, чем на сухой дороге расстоянии, оценивать обстановку, что позволит своевременно и достаточно плавно снизить скорость. Снижать скорость движения нужно и в начале дождя, так как первые капли не смывают, а лишь смачивают дорожную пыль и засохшую грязь, превращая ее в «смазку», которая значительно снижает эффективность действия тормозов. После сильного дождя коэффициент сцепления несколько повышается. Это является результатом смывания потоками воды скользкой пленки с дороги. Движение по мокрой дороге опасно тем, что вода, попадая на тормозные прокладки, играет роль своеобразной смазки и значительно снижает эффективность действия тормозов. Поэтому после проезда больших луж не рекомендуется сразу увеличивать скорость движения, необходимо проверить действие тормозов на ходу автомобиля. Если они намокли, их нужно «просушить», увеличив подачу топлива, а левой ногой притормаживая. Когда водитель почувствует, что эффективность тормозов восстановилась, он может повысить скорость движения. Иногда в дождливую погоду может возникнуть весьма опасное явление – гидропланирование. Сущность его состоит в том, что при достаточно высокой скорости и большой толщине водяной пленки в зоне контакта шин с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колеса автомобиля от покрытия. Автомобиль как бы «приседает» на задних колесах, в то же время, как передние приподнимаются на водяном клине. Автомобиль перестает слушаться руля, хотя задние колеса продолжают сохранять сцепление с дорогой. По этой причине автомобиль даже на прямолинейных участках неожиданно оказывается на встречной полосе движения, а на закруглениях дорог внезапно съезжает на обочину или опрокидывается. Слой воды, толщиной несколько сантиметров может вызывать гидропланирование при скорости движения свыше 80 километров в час, особенно при изношенных шинах. Поэтому опытные водители при проезде участков, залитых водой, придерживаются скорости не выше 50-60 километров в час. Анализ ДТП показывает, что наряду с происшествиями более или менее равномерно распределенными по длине дорог значительная часть их концентрируется на сравнительно коротких участках. К таким участкам относятся места с повышенной опасностью для движения, а именно: крутые повороты, подъемы, спуски, места с ограниченной обзорностью, узкие участки. Проезд этих участков допустим только с ограниченной скоростью. Если скорость движения на предшествующих участках не ограничивалась, то неопытный или неосмотрительный водитель, не считаясь с особенностями расположенного впереди участка, может развить скорость намного большую, чем допускают дорожные условия. Сталкиваясь с необходимостью резкого снижения скорости, он подвергается опасности попасть в аварию. Так, неправильный выбор скорости при движении на поворотах дорог – одна из главных причин таких видов дорожных происшествий, как опрокидывание или столкновение со встречным транспортом. Причиной возникновения заноса и опрокидывания на поворотах дорог являются действия центробежной силы. Причем чем выше скорость движения и центр тяжести, тем большая опасность опрокидывания. Ветровая нагрузка также влияет на выбор скорости. На скользком и обледенелом покрытии при больших скоростях движения такая сила способна сдвинуть автомобиль. Может начаться занос. Особую опасность при сильном боковом ветре представляет момент выезда из леса или другого закрытого пространства на открытое место. Ветровая нагрузка приводит к внезапному «уводу» автомобиля. При скорости 90 километров в час и выше автомобиль может переместиться в поперечном направлении до метра. Вследствие этого он может столкнуться со встречным транспортным средством или выехать за пределы проезжей части. Поэтому, подъезжая к такому участку, необходимо значительно снизить скорость движения и, сопротивляясь уводу автомобиля, крепко удерживать рулевое колесо двумя руками. Госавтоинспекция Брестской области настоятельно рекомендует — ни в коем случае не превышать установленных скоростных режимов. Садясь за руль автомобиля необходимо помнить, что скоростными возможностями транспортных средств нужно пользоваться очень осторожно, с учетом особенностей дорожного покрытия, интенсивности движения и, конечно же, опыта. И помните, жизнь важнее скорости! Ст.инспектор ОАиП ГАИ УВД Наталия Милюкова Предыдущая статья: СКМ «Безопасность» Следующая статья: Пинский район: в аварии погиб пассажир, двое водителей тяжело ранены. Что могло послужить основной причиной данного дорожно-транспортного происшествия? Погодные условия, невнимательность водителя или просто «роковая» случайность? На ту же тему Осень – пора фликеров! Лобовое столкновение на автодороге Барановичи-Ляховичи Родился в «рубашке» Поделитесь своим мнением Нажмите, чтобы отменить ответ. Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.